beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Category:

Мотором немецкой экономики остается семейный бизнес.



Что такое семейный бизнес в Германии?

Это не только магазины, рестораны, пекарни, небольшие отели или, скажем, ремонтные мастерские. Хотя в большинстве немецких семейных предприятий, действительно, работают менее 10 человек. Впрочем, именно они обеспечивают свыше  половины (58%) рабочих мест в частном секторе экономики.

Семейные предприятия с оборотом в 1 триллион евро

Однако в Германии к семейным предприятиям относится и большое число компаний с многомиллиардным оборотом и филиалами в разных частях планеты. Суммарная выручка 500 крупнейших их них превысила в 2016 году 1 триллион евро (1106 млрд). Именно эти фирмы оказались в центре внимания исследования "Народнохозяйственное значение семейных предприятий", проведенного Центром европейских экономических исследований (ZEW) в Мангейме и Институтом исследования малого и среднего бизнеса (IfM) при Мангеймском университете.

Исследование, представленное общественности 29 апреля в Мюнхене, было проведено по заказу фонда "Семейные предприятия" (Stiftung Familienunternehmen). Ученые проанализировали корпоративную отчетность 2007-2016 годов 500 ведущих компаний, находящихся в семейной собственности, и сравнили ее с показателями акционерных обществ, входящих в главный немецкий биржевой индекс DAX. В него включены 30 концернов, из которых 27 не находятся под контролем одной или нескольких семей предпринимателей.



К ведущим представителям первой группы, семейным предприятиям, относятся крупнейший в Европе по обороту торговый концерн Schwarz-Gruppe (сети супермаркетов Lidl и Kaufland), многопрофильная технологическая компания Robert Bosch GmbH (автокомпоненты, электротехника), торговые компании Metro и Aldi, производитель бытовой химии Henkel, фармацевтические фирмы Boehringer Ingelheim и Merck, медиахолдинг Bertelsmann.

Из представителей второй группы, крупнейших акционерных обществ, у которых большинство акций находится на бирже в свободном обращении, можно назвать для примера технологический концерн Siemens, автостроителя Daimler, химическую и нефтегазовую компанию BASF.    

Средний возраст крупного семейного бизнеса - 101 год

Авторы исследования выяснили, что компании ТОП-500 за десятилетие, на которое пришлась и тяжелая рецессия 2009 года, увеличили число своих работников в Германии на 23% до 2,54 миллиона человек, тогда как в концернах DAX-27 количество сотрудников выросло всего на 4% до 1,55 миллионов. За тот же период выручка крупнейших семейных предприятий увеличилась на 36%, тогда как у ведущих акционерных обществ рост оборота составил 29%.




Средний возраст 500 крупнейших немецких семейных предприятий, выяснили далее авторы исследования, составляет в настоящий момент 101 год. Статистическая медиана - 1926 год. Это означает, что половина этих компаний была создана в данный год или раньше.

25 по сей день действующих крупных немецких семейных предприятий возникли еще до 1800 года. Иными словами, речь идет о фирмах, в которых семейная собственность уже неоднократно передавалась от одного поколения к другому.

Наибольшее число крупных семейных предприятий, отмечается в исследовании, занято в обрабатывающей промышленности, на втором месте идет торговля. Их также много в строительной сфере. Реже всего они занимаются добычей сырья и энергоснабжением.

"Не требуют субсидий и не просят привилегий"

"Семейные предприятия становятся в трудные времена стабилизирующим якорем для немецкой экономки", - прокомментировал выводы исследования председатель фонда "Семейные предприятия" профессор Брун-Хаген Хеннеркес (Brun-Hagen Hennerkes). По его словам, "такие государства, как Китай, США и Франция, завидуют нам", поскольку не обладают столь разветвленной структурой крупного семейного бизнеса. К его очевидным преимуществам профессор Хеннеркес причисляет то, что "семейные предприятия не требуют субсидий и не просят привилегий" от государства. Главное, что им нужно: обеспечение на рынке честной конкуренции.

Эти слова явно адресованы правительству Германии, которое, по мнению представителей среднего и семейного бизнеса, слишком увлеклось в последнее время поддержкой крупнейших акционерных компаний. Такое впечатление резко усилилось в деловых кругах после того, как министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер (Peter Altmaier) представил 5 февраля "Национальную индустриальную стратегию-2030".

Она предусматривает, в частности, государственную поддержку при формировании так называемых "европейских чемпионов" - крупных частных или полугосударственных концернов, призванных противостоять на мировом рынке гигантам из США и Китая. Многие немецкие предприниматели и ученые-экономисты усмотрели в намерении правительства активно заняться промышленной политикой опасное сползание к методам плановой  экономики.      

Поэтому целый ряд видных экспертов воспользовался публикацией исследования о семейных предприятиях, чтобы вновь послать недвусмысленные сигналы в адрес Берлина. Представленные цифры, отметил профессор Гамбургского университета Томас Штраубхаар (Thomas Straubhaar), стали "очередным доказательством того, что правительству следует заботиться не о крупном бизнесе, а о широком рынке".

Успех немецкой экономики, напомнил правительству глава Института немецкой экономики (IW) в Кельне Михаэль Хютер (Michael Hüther), в значительной мере обеспечивают"скрытые чемпионы"(Hidden Champions). Так в Германии называют высокоспециализированные компании среднего бизнеса, являющиеся на мировом рынке лидерами в определенных сегментах и нишах. Они, как правило, находятся в семейной собственности. Именно такие компании, подчеркнул профессор Хютер, вносят существенный вклад в создание новых рабочих мест.
ссылка


Ненавидишь «Совок»? Тошнит от «ваты»? Жми!



Tags: Современная Германия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments