beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Categories:

Субботники в ГДР.




Слово «Subbotnik» появилось в лексиконе восточных немцев практически сразу после образования Германской Демократической Республики в октябре 1949 года.

Опыт «Старшего брата» – СССР, неукоснительно перенимаемый молодой социалистической республикой, включал и инициативу бесплатного «коммунистического» труда на благо общества.



Первые «субботники» проводились в ГДР отнюдь не только по субботам.

Побеждённый Третий рейх оставил после себя руины, и требовалось максимальное напряжение трудовых ресурсов, чтобы эту разруху побороть. «Коммунистическое отношение к труду», прививаемое жителям молодой республики, при катастрофической нехватке средств, было как нельзя кстати.

В начале 1950-х годов Социалистическая единая партия Германии и Национальный фронт инициировали движение «Национального восстановления» (das Nationale Aufbauwerk). Движение организовывало массовые общественные работы по разбору руин, строительству и благоустройству Восточной Германии. Первые работы были проведены в Берлине – нужно было как можно быстрее привести в порядок столицу молодого государства. Вскоре сотни тысяч добровольцев по всей стране приняли участие в строительстве новых, «социалистических», городов и деревень «на обломках старого мира».

Участие в этих акциях было добровольным в той же мере, что и в СССР, – ощущалось давление партийных органов, уклонистов ожидало общественное порицание, особо злостных «брали на карандаш». Для членов правящей партии или кандидатов вопрос, участвовать или нет в таких инициативах, не стоял вовсе. Организатором работ и добровольческих групп выступали Социалистическая единая партия Германии, Союз свободной немецкой молодёжи (FDJ, аналог советского комсомола), профсоюзы.

Трудовые часы не оплачивались, однако организаторы предоставляли питание и самые простые условия для проживания добровольцев. Бригады, в первую очередь молодёжные, проводили на этих работах до четырёх недель. «Свободная немецкая молодёжь» отправлялась на срочные работы по всей стране. К концу 1950-х годов сложилась система нематериального поощрения: за определённое количество часов добровольных работ энтузиасты получали медали (125 часов – бронза, 300 – серебро, 500 – золото). Эти трудовые достижения, помимо прочего, в немалой степени способствовали продвижению по партийной карьерной лестнице.

Движение «Национального восстановления» фактически было построено на опыте советских добровольческих бригад, которые на субботниках и воскресниках восстанавливали стёртые с лица земли города и сёла в первую послевоенную пятилетку СССР.

В 1960 годы такие «строительные субботники» собирали всё меньше участников и были вытеснены субботниками по благоустройству, проходившими под лозунгом «Сделаем наши города и сёла красивей! Присоединяйся!».

Суббота была рабочим днём, поэтому и эти, и производственные субботники в пользу семилетнего плана, проводились после работы. В 1967 году вслед за СССР в Восточной Германии была объявлена пятидневная рабочая неделя, правда, до 1969 года выходными были только две субботы из четырёх. Вот на эти-то свободные субботы и приходилась основная масса субботников.

В то же время, как и в СССР, экономический эффект и праг­матический смысл субботников отходили на второй план. Стране победившего социализма важнее была идеология. В 1960-е субботники стали средством воспитания и пропаганды. Неслучайно именно тогда страна услышала песню «Subbotnik» в исполнении «голоса рабочего класса» Эрнста Буша (Ernst Busch) – на стихи Владимира Маяковского, написанные в 1920 году.

К работам всё чаще стали привлекать молодёжь и пионеров. Субботник – как праздник труда – даже стал одним из пунктов программы X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине. 28 июля 1973 года участники фестиваля высадили на аллеях Трептов-парка 5500 розовых кустов.

В то же время субботниками стали называть и мероприятия «Народнохозяйственной инициативы» (Volkswirtschaftliche Masseninitiative), пришедшей на смену «Национальному восстановлению». Это были те же добровольные коллективные мероприятия по благоустройству, постройке общественно-значимых объектов, озеленению, сбору урожая, проводившиеся в свободное время под неизменным руководством правящей партии.

Однако в отличие от настоящих субботников, такие работы не были бесплатными. По воспоминаниям современников, к примеру, «на картошке» в ГДР можно было неплохо заработать.

В 1970-е годы большое распространение получили общегородские субботники, направленные на решение конкретных задач, поставленных городским советом: починку дорог, устройство спортивных и детских площадок, строительство гаражей и тому подобных. А наиболее «живучими» оказались субботники по благоустройству и озеленению придомовой территории. В то время многие жители Восточной Германии наконец получили жильё в много­квартирных домах, и домовые комитеты организовывали ежемесячные субботники, обязательные для всех жильцов.

Традиционную «большую весеннюю уборку», которую проводят и сегодня многие домовладения на востоке Германии, до сих пор частенько называют субботником. В наше время, как и полвека назад, совместная уборка – своего рода локальный праздник с музыкой, пивом и барбекю.

Ольга Чагадаева



Ненавидишь «Совок»? Тошнит от «ваты»? Жми!



Tags: Современная Германия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo nemihail 15:00, yesterday 130
Buy for 20 tokens
Сегодня он перешел от угроз к действиям. Мошенник он или нет, решать вам, но сперва прочитайте, что за конфликт произошел у меня с горе строителем Сергеем Домогацким. Сегодня мои записи о Сергее Домогацком были заблокированы администрацией Живого Журнала. Смотрите какое сообщение последовало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments