beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Categories:

Субботники в ГДР.




Слово «Subbotnik» появилось в лексиконе восточных немцев практически сразу после образования Германской Демократической Республики в октябре 1949 года.

Опыт «Старшего брата» – СССР, неукоснительно перенимаемый молодой социалистической республикой, включал и инициативу бесплатного «коммунистического» труда на благо общества.



Первые «субботники» проводились в ГДР отнюдь не только по субботам.

Побеждённый Третий рейх оставил после себя руины, и требовалось максимальное напряжение трудовых ресурсов, чтобы эту разруху побороть. «Коммунистическое отношение к труду», прививаемое жителям молодой республики, при катастрофической нехватке средств, было как нельзя кстати.

В начале 1950-х годов Социалистическая единая партия Германии и Национальный фронт инициировали движение «Национального восстановления» (das Nationale Aufbauwerk). Движение организовывало массовые общественные работы по разбору руин, строительству и благоустройству Восточной Германии. Первые работы были проведены в Берлине – нужно было как можно быстрее привести в порядок столицу молодого государства. Вскоре сотни тысяч добровольцев по всей стране приняли участие в строительстве новых, «социалистических», городов и деревень «на обломках старого мира».

Участие в этих акциях было добровольным в той же мере, что и в СССР, – ощущалось давление партийных органов, уклонистов ожидало общественное порицание, особо злостных «брали на карандаш». Для членов правящей партии или кандидатов вопрос, участвовать или нет в таких инициативах, не стоял вовсе. Организатором работ и добровольческих групп выступали Социалистическая единая партия Германии, Союз свободной немецкой молодёжи (FDJ, аналог советского комсомола), профсоюзы.

Трудовые часы не оплачивались, однако организаторы предоставляли питание и самые простые условия для проживания добровольцев. Бригады, в первую очередь молодёжные, проводили на этих работах до четырёх недель. «Свободная немецкая молодёжь» отправлялась на срочные работы по всей стране. К концу 1950-х годов сложилась система нематериального поощрения: за определённое количество часов добровольных работ энтузиасты получали медали (125 часов – бронза, 300 – серебро, 500 – золото). Эти трудовые достижения, помимо прочего, в немалой степени способствовали продвижению по партийной карьерной лестнице.

Движение «Национального восстановления» фактически было построено на опыте советских добровольческих бригад, которые на субботниках и воскресниках восстанавливали стёртые с лица земли города и сёла в первую послевоенную пятилетку СССР.

В 1960 годы такие «строительные субботники» собирали всё меньше участников и были вытеснены субботниками по благоустройству, проходившими под лозунгом «Сделаем наши города и сёла красивей! Присоединяйся!».

Суббота была рабочим днём, поэтому и эти, и производственные субботники в пользу семилетнего плана, проводились после работы. В 1967 году вслед за СССР в Восточной Германии была объявлена пятидневная рабочая неделя, правда, до 1969 года выходными были только две субботы из четырёх. Вот на эти-то свободные субботы и приходилась основная масса субботников.

В то же время, как и в СССР, экономический эффект и праг­матический смысл субботников отходили на второй план. Стране победившего социализма важнее была идеология. В 1960-е субботники стали средством воспитания и пропаганды. Неслучайно именно тогда страна услышала песню «Subbotnik» в исполнении «голоса рабочего класса» Эрнста Буша (Ernst Busch) – на стихи Владимира Маяковского, написанные в 1920 году.

К работам всё чаще стали привлекать молодёжь и пионеров. Субботник – как праздник труда – даже стал одним из пунктов программы X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине. 28 июля 1973 года участники фестиваля высадили на аллеях Трептов-парка 5500 розовых кустов.

В то же время субботниками стали называть и мероприятия «Народнохозяйственной инициативы» (Volkswirtschaftliche Masseninitiative), пришедшей на смену «Национальному восстановлению». Это были те же добровольные коллективные мероприятия по благоустройству, постройке общественно-значимых объектов, озеленению, сбору урожая, проводившиеся в свободное время под неизменным руководством правящей партии.

Однако в отличие от настоящих субботников, такие работы не были бесплатными. По воспоминаниям современников, к примеру, «на картошке» в ГДР можно было неплохо заработать.

В 1970-е годы большое распространение получили общегородские субботники, направленные на решение конкретных задач, поставленных городским советом: починку дорог, устройство спортивных и детских площадок, строительство гаражей и тому подобных. А наиболее «живучими» оказались субботники по благоустройству и озеленению придомовой территории. В то время многие жители Восточной Германии наконец получили жильё в много­квартирных домах, и домовые комитеты организовывали ежемесячные субботники, обязательные для всех жильцов.

Традиционную «большую весеннюю уборку», которую проводят и сегодня многие домовладения на востоке Германии, до сих пор частенько называют субботником. В наше время, как и полвека назад, совместная уборка – своего рода локальный праздник с музыкой, пивом и барбекю.

Ольга Чагадаева



Ненавидишь «Совок»? Тошнит от «ваты»? Жми!



Tags: Современная Германия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments