beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Categories:

Как советских людей готовили к национальной американской выставке.





22 апреля 1959 года в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная началу строительства в парке Сокольники павильонов американской национальной выставки.

Обещание ее генерального директора продемонстрировать образ и уровень жизни в Соединенных Штатах советское руководство сочло идеологической диверсией.

И на совещании в ЦК КПСС был одобрен план ответных контрпропагандистских мероприятий

«Выставку будут обслуживать американцы»

В том, что американская национальная выставка в Москве может принести гораздо больше вреда, чем пользы, руководящие товарищи, отвечавшие за воспитание масс в духе марксистско-ленинского учения, не сомневались с момента подписания советско-американского соглашения о культурном сотрудничестве 1958 года.

Однако при подготовке этого документа их возражения не были приняты во внимание. Ведь до американской выставки в Москве должна была открыться советская в Нью-Йорке. А демонстрация огромных достижений науки и техники в СССР должна была способствовать успеху визита первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущева за океан, намеченного на осень того же 1959 года. К тому же в договоренностях о проведении выставок строго подчеркивалось, что никаких экспонатов и материалов, имеющих политический и пропагандистский характер, в экспозициях быть не должно.

Но основания для усиления тревоги идеологов появились уже в начале 1959 года. 31 января Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами (ГККС), который курировал организацию и проведение американской выставки, направил в ЦК КПСС «перевод статьи, опубликованной в журнале "Ньюсуик" от 19 января с. г. относительно американской выставки в Москве».

В статье говорилось, что «это будет самое большое усилие, которое до сих пор предпринимали США для того, чтобы продемонстрировать свой образ непосредственно русскому народу». А председатель ГККС Г. А. Жуков в сопроводительном письме подчеркивал:

«Следует обратить внимание на намерение провести на выставке розыгрыш "небольшого числа американских автомобилей и холодильников", а также на планы организации торговли прохладительными напитками, едой и т. д.».

То, что главная цель выставки — демонстрация несравнимо более высокого, чем советский, уровня жизни,— не домыслы журналистов, подтвердилось во время пресс-конференции генерального директора Гарольда Макклеллана 22 апреля 1959 года. В заявлении для печати он подчеркивал, что на выставке не будет ничего, «что носило бы политический или военный характер», но при этом сказал:

«Наша цель — за шесть коротких недель дать советскому народу как можно более полное представление об американской науке, технике и культуре. Мы надеемся с помощью этой выставки показать вам реальный и правдивый образ Америки: как мы живем, работаем, учимся, производим, развлекаемся; что мы за люди; что представляет собой наша страна — как выглядят ее города, села, фермы, школы, дороги, промышленные предприятия и жилые дома».

В том, что американцы подготовили именно идеологическую диверсию, советских руководителей убеждала еще одна деталь из заявления Макклеллана:

«Следует добавить, что выставку будут обслуживать американцы, говорящие по-русски, они будут давать пояснения различных экспонатов выставки и отвечать на любые вопросы посетителей».

«Пустить пыль в глаза»

Проведение некоторых из задуманных американцами мероприятий ГККС удалось отменить еще до открытия выставки. 5 июня 1959 года, после встречи с отвечавшим за нее в посольстве Соединенных Штатов в Москве советником Брэди Г. А. Жуков докладывал в ЦК КПСС:

«Я спросил Брэди, как надо понимать сообщения американской прессы о том, будто на выставке будут организованы дискуссии прибывших на выставку американцев с советскими людьми и будто эти дискуссии будут передаваться по телевизионной сети выставки.

Несколько смутившись, Брэди ответил, что подобные сообщения являются «сильным преувеличением».

Советским представителям удалось настоять и на том, чтобы предварительно просмотреть все фильмы, включая мультики, которые американцы собирались демонстрировать посетителям выставки. С той же настойчивостью они проинспектировали книжный раздел выставки и добились изъятия со стендов книг, которые были сочтены наносящими вред СССР и его союзникам или морали советских людей.
«Чтобы прокормить в течение месяца семью, состоящую из жены и двух детей, нашему рабочему вполне достаточно недельного заработка»

Но не меньшую опасность представляли собой стенды выставки. Особенно с учетом того, что любой ее советский посетитель мог, зная официальный курс — 4 рубля за доллар, сравнить цены за океаном и в собственной стране, и это сравнение было бы далеко не в пользу СССР. 22 июля 1959 года Жуков докладывал в ЦК КПСС:

«Новые текстовые материалы еще с большей наглядностью подтверждают намерение устроителей выставки пустить пыль в глаза ее посетителям.

В одном из вновь выставленных стендов в разделе "Труд" говорится: "Средняя часовая ставка квалифицированного рабочего в Америке в 1958 году была 2,11 долл., а нормальная рабочая неделя — 40 часов. Сверхурочные часы оплачивались в полуторном размере". Тут же приводятся данные о ценах в Америке:

1) мужской костюм — 46 долл. 73 цента

2) рабочие брюки — 2 долл. 33 цента

3) мужская рубашка — 4 долл.

4) женский костюм — 45 долл. 76 центов

5) чулки из нейлона — 1 долл. 2 цента

6) рабочие ботинки — 8 долл. 60 центов

7) детские ботинки — 5 долл. 34 цента

8) 1 метр ситца — 50 центов.

Стенд заканчивается утверждением о том, что американская работница за полтора часа может заработать на покупку материала для летнего платья».

Жуков докладывал и о другом поразительном для советских людей стенде:

«Аналогичным образом призван впечатлить посетителей стенд "Покупательная способность доллара". Как утверждают данные стенда, за 100 долларов в США "в среднем можно купить":

    муки — 417 кг
    белого хлеба — 238 кг
    масла — 61 кг
    молока — 400 литров
    мужских костюмов — 2 шт.
    детских рубашек — 52 шт.
    выходных ботинок — 7 пар
    алюминиевых кастрюль — 76 шт.
    сигарет — 417 пачек
    водки — 20 литров
    билетов в кино — 123 шт.

По данным стендов, стоимость предметов домашнего обихода выражается в следующих цифрах:

    холодильник — 220 долл. 75 центов
    телевизор с экраном — 195 долл. 98 центов
    радиоприемник 4-х ламповый — 21 долл. 40 центов
    газовая плита с духовкой — 173 долл. 80 центов

Из этих данных делается вывод: чтобы заработать на покупку холодильника американскому рабочему надо работать 104 часа 37 минут, т. е. две с половиной недели».

Столь же вредными для сознания советских людей были сочтены данные об американском здравоохранении, людях, поднявшихся из низов общества к руководству крупнейшими корпорациями, и свободе вероисповедания.

23 июля 1959 года Жуков доложил о новых стендах, появившихся на выставке:

«На выставке продолжалось монтирование стендов в разделе "Труд" алюминиевого купола. Основная идея, отраженная на вновь выставленных стендах: "что имеет простой человек («средний американец») в США".

Организаторы выставки избегают на стендах длинных рассуждений, предпочитая сообщать факты и только факты, которые говорили бы сами за себя, комментарии к которым были бы излишними.

Вот диаграмма цен на продукты питания (за кг):

    мука — 25 центов
    рис — 42 цента
    рубленое мясо — 1 долл. 15 центов
    ветчина — 1 долл. 60 центов
    курица разделанная — 1 долл. 60 центов
    масло сливочное — 1 доллар 75 центов
    картофель — 17 центов
    сахар — 25 центов
    кофе — 2 долл. 12 центов
    дюжина крупных яиц — 63 цента
    литр молока — 25 центов
    дюжина апельсинов — 68 центов...

Если у неискушенного посетителя выставки, узнавшего из стендов все эти факты, все еще останутся какие-нибудь сомнения, их призвано рассеять фото улыбающейся домашней хозяйки среди изобилия продовольственных продуктов и предметов ширпотреба. Подпись под фото гласит: "Другими словами, чтобы прокормить в течение месяца семью, состоящую из жены и двух детей, нашему рабочему вполне достаточно недельного заработка".

«Гиды пытаются уйти»

В ЦК КПСС без промедления было проведено совещание под руководством члена Президиума ЦК и секретаря ЦК Е. А. Фурцевой, на котором были утверждены «меры по осуществлению контрпропагандистских мероприятий», предложенные ГККС:

«1. Необходимо провести совещание представителей центральных газет с тем, чтобы сориентировать наших корреспондентов, как освещать выставку. Надо решить, что следует на выставке похвалить и что критиковать и в каком плане.

2. Необходимо, чтобы общественные организации при распределении билетов на выставку выделяли специальных людей из числа членов партии, комсомольцев и беспартийного актива для организации критических записей в книге отзывов посетителей, имея в виду критику американского образа жизни, общественного и государственного строя США, а также различных язв американского капитализма (массовая безработица и т. п.)…

3. Следовало бы создать пресс-бюро при советской части администрации выставки, которое ведало бы всеми вопросами работы с корреспондентами…

4. Советским центральным газетам, имеющим собкоров в США, следовало бы организовать материалы, косвенным образом полемизирующие с наиболее тенденциозными стендами американской выставки.





5. Необходимо организовать полемику отдельных посетителей (заранее подобрав и проинструктировав их) с пристендовыми гидами-переводчиками. Материал этой полемики следовало бы использовать в репортажах наших журналистов о выставке. Это сделает репортаж более объективным и убедительным.

6. Следует иметь в виду настойчивые жалобы американцев на то, что в Москве невозможно приобрести билет на выставку».
«Попробовав этот напиток, плюются, называют его "керосиновой настойкой", "коричневой дрянью", "отходом нефтепродуктов"»

Последний пункт означал, что свободной продажи билетов на выставку не будет, а посещать ее должны только те, чьи кандидатуры одобрит партком и профком по месту работы.

Советская пресса придерживалась полученных инструкций, но каждое издание старалось выполнить задание партии и правительства оригинально и изобретательно. Журнал «Огонек», к примеру, опубликовал разгромный репортаж с выставки американской писательницы Марты Додд, в котором говорилось:

«Уже первый обзор как-то настораживает. На выставке посетителя приглашают поверить, что средний американец живет в беззаботной роскоши. Слов нет, в Америке наших дней более высокий уровень жизни, чем в других странах. Однако американцу — я хорошо это знаю — приходится тяжело расплачиваться за этот уровень. У меня такое чувство, что если бы кто-либо из моих сограждан посмотрел на выставку в Москве, он вздохнул бы и сказал: "О, если бы все это в действительности было так легко и безмятежно!"».

Такие публикации производили сильное впечатление на советских людей, поскольку американскую выставку критиковала самая настоящая американка. Ведь они не знали, что Додд в 1953 году покинула родину, а в 1957 году вместе с мужем была заочно осуждена за шпионаж в пользу СССР.

Четко выполнялись и другие инструкции, утвержденные на совещании у Фурцевой. 25 июля 1959 года, в день открытия выставки, первый секретарь Московского горкома КПСС В. И. Устинов докладывал в ЦК КПСС:

«К началу открытия выставки у входа на выставку собралось значительное количество посетителей. Впускать на территорию выставки начали в 10 час. 45 мин. Народ проходил совершенно свободно, никакой давки не было. Попыток пройти на выставку без билетов не наблюдалось, несмотря на то, что работники милиции стояли на значительном расстоянии друг друга; каких-либо скоплений лиц, не имеющих билетов, также не было.

Со времени открытия выставки и на протяжении всего 1-го сеанса вокруг территории выставки также народ не скапливался.

Особенно большое скопление людей и оживленный обмен мнениями происходит около витрин, показывающих состояние медицинского, коммунально-бытового обслуживания, образования в США».

Не была забыта и полемика с пристендовыми гидами:

«Многие посетители,— писал Устинов,— задают дежурным гидам вопросы, где можно посмотреть американскую технику. Гиды отсылают всех спрашивающих к автомашинам. А когда их настойчиво спрашивают, где размещены станки, гиды делают вид, что им непонятно это слово.

Небольшую реакцию вызывает павильон, в котором выставлены предметы широкого потребления. Некоторые интересуются ценами на холодильники, мебель, кухонное оборудование, стиральные машины и т. д. Узнав их стоимость, посетители заявляют, что у нас многие из этих предметов стоят дешевле…

В ряде случаев беседы посетителей с гидами являются настолько наступательными и разоблачающими "американский образ жизни", что гиды пытаются уйти».

Во многих изданиях было повторено потом мнение подготовленных общественными организациями посетителей выставки о современном американском искусстве, сообщенное в ЦК первым секретарем МГК КПСС:

«Скульптурные изображения и картины, экспонируемые на выставке, вызывают смех посетителей. Нередко можно слышать реплики о скульптурных изображениях: это металлолом, о картинах говорят, что это бред сумасшедшего».

Особенно же колоритно Устинов описал реакцию советских людей, впервые продегустировавших американские напитки:

«Необходимо отметить, что на территории выставки нет киосков с водой. Вследствие этого многие посетители скопляются около киосков с напитком "Пепси-кола". Но, попробовав этот напиток, плюются, называют его "керосиновой настойкой", "коричневой дрянью", "отходом нефтепродуктов"».





Хрущев, открывавший выставку вместе с вице-президентом Соединенных Штатов Р. Никсоном и пораженный американскими автомобилями и другими товарами, во время знаменитого «кухонного спора» с Никсоном много и горячо рассуждал о преимуществах социализма. А позднее, в мемуарах назвал эту выставку бесполезной.

Для того, чтобы у советских людей сложилось такое впечатление, было сделано все возможное.

Евгений Жирнов





Ненавидишь «Совок»? Тошнит от «ваты»? Жми!




Tags: "неудобная" история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments