beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Categories:

Советская власть - власть недоучек.





Одним из самых популярных мифов советской и, к сожалению, постсоветской эпохи было и остается утверждение, что после Октябрьской революции 1917 года к власти в России пришло правительство Ленина, являвшееся на тот момент самым образованным в мире.

Наиболее культурным слоем императорской России было дворянство.

Но после Великих реформ Александра II образование в России мог получить практически любой желающий, вне зависимости от его социального происхождения.

Достаточно вспомнить, что начальник штаба Верховного главнокомандующего Русской армии в 1915–1917 гг., талантливый и прекрасно образованный стратег генерал от инфантерии Михаил Васильевич Алексеев был сыном солдата — участника обороны Севастополя.

Подобных примеров немало.

Из них видно, что скромное социальное происхождение не мешало талантливым людям делать блестящую карьеру.

Рассмотрим теперь предельный уровень образования представителей коммунистической элиты на основании данных, опубликованных в журнале «Известия ЦК КПСС» (№7, 1990. с. 82–135).

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924) — председатель Совнаркома, окончил экстерном в 1891 году юридический факультет Петербургского университета.
Лев Давидович Бронштейн (Троцкий) (1879–1940) — нарком по военным и морским делам, окончил гимназию.
Алексей Иванович Рыков (1881–1938) — нарком по внутренним делам РСФСР, председатель Совнаркома СССР, в 1900 году окончил гимназию, а из Казанского университета был исключен за революционную деятельность.
Яков Михайлович Свердлов (1885–1919) — член ЦК, член оргбюро ЦК, глава Секретариата ЦК — правая рука Ленина в 1917–1919 годах — в 1900 году окончил 5 классов гимназии.
Валериан Владимирович Куйбышев (1888–1935) — член президиума ВЦСПС, ВСНХ РСФСР, зам. председателя Совнаркома СССР, в 1906 году исключен из Военно-медицинской академии за революционную деятельность.
Феликс Эдмундович Дзержинский (1877–1926) — председатель ВЧК, нарком внутренних дел и нарком путей сообщения, в 1896 году окончил гимназию.
Недоучившимися студентами были Лев Борисович Каменев (1883–1936), Григорий Евсеевич Зиновьев (1883–1936) и Николай Иванович Бухарин (1888–1938).

Из 38 членов ЦК КПСС, занимавшихся хозяйственной деятельностью в 1930-е годы, законченное высшее образование имели всего лишь два человека: Алексей Николаевич Косыгин (1904–1980) и Григорий Яковлевич Сокольников (1888–1939).

Десять человек, как, например, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов (1890 — 1986) или нарком просвещения РСФСР в 1929–1937 гг. Андрей Сергеевич Бубнов (1884–1938), имели образование на уровне реального училища, а подавляющее большинство — 26 человек — практически вообще никакого.

Так, например, заместитель председателя Совнаркома СССР, нарком путей сообщения Андрей Андреевич Андреев (1895–1971) окончил два класса сельской школы, а председатель Совнаркома УССР Демьян Сергеевич Коротченко (1894–1969) — курсы марксизма-ленинизма в 1930 году.

Нарком обороны СССР Климент Ефремович Ворошилов окончил два класса сельской школы, нарком тяжелой промышленности Григорий Константинович Орджоникидзе — фельдшерскую школу, а братья Кагановичи — Лазарь Моисеевич и Михаил Моисеевич, занимавшие, соответственно, посты наркомов железнодорожного транспорта и авиационной промышленности, были самоучками.

Подбор кадров в большевистском правительстве шел по какому угодно принципу — кроме одного: уровня образования и профессиональной пригодности. В коммунистической системе студент-недоучка Н.И. Бухарин мог стать действительным членом Академии наук СССР, а имевший пять классов образования первый заместитель Председателя Госплана СССР Эммануил Ионович Кнорринг (1888–1937) — доктором экономических наук.

Ни в одной цивилизованной стране мира такое немыслимо.

Итого — из 304 человек верхушки партии большевиков по их образованию:

- Окончили классические гимназии 33 человека, не окончили обучения в них 20.
- Реальные, коммерческие и средние технические училища и им подобные заведения окончил 21 человек, не окончили обучение 8 человек.
- Университеты и высшие женские курсы окончило 45 человек, не окончили 35 человек.
- Высшее техническое образование получили 19 человек, не окончили 13 человек .
- Духовное образование получили 5 человек и 3 не окончили обучение.
- Военное и военно-морское образование получили 7 человек, и 1 не окончил обучение.
- Прочее высшие учебные заведения (аграрные, медицинские, ветеринарные, юридические и т.п.) окончили 11 человек, не окончили 9 человек.
- С начальным образованием — 46 человек.
- С домашним образованием и самоучек — 20 человек.
   

Для сравнения приведем лишь несколько примеров. В царствование Александра III пост министра финансов России в 1887–1892 гг. занимал выдающийся ученый, один из основоположников теории автоматического управления, академик РАН Иван Алексеевич Вышнеградский (1831–1895), происходивший, кстати, из семьи священника.

Председатель Совета министров России в 1906–1911 годах — Петр Аркадьевич Столыпин с отличием закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1911 году, после его гибели, на этот пост вступил Владимир Николаевич Коковцов, окончивший с золотой медалью Александровский лицей. Кроме всего прочего, любой из государственных деятелей предреволюционной России имел не только высококачественное образование, но и серьезный опыт работы на различных государственных постах.

Ленин в последние годы вменяемости сокрушался, что коммунисты захватили власть в России, совершенно не подготовленные ни к управлению государством, ни к ведению хозяйства. Это были подпольные «интеллигенты», «старые нелегальщики», «коммунистические литераторы» и «профессиональные журналисты», привыкшие разговаривать, писать партийные статьи и сидеть по тюрьмам.

27 марта 1921 года на XI съезде РКП(б) Ленин говорил:

«Надо сознать и не бояться сознать, что ответственные коммунисты в 99 случаях из 100 не на то приставлены, к чему они сейчас пригодны, не умеют вести свое дело и должны сейчас учиться. Если это будет признано и раз есть у нас достаточная к этому возможность — а судя по общему международному положению, у нас хватит времени на то, чтобы успеть выучиться, это надо сделать во что бы то ни стало. (Бурные аплодисменты.)»
«Известия ВЦИК» №70, 28 марта.

Точнее и не скажешь.
ссылка


Ненавидишь «Совок»? Тошнит от «ваты»? Жми!



Tags: "неудобная" история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments