beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Ёлочные украшения с нацистской символикой: как это было.




Щелкунчик, ангел, рудокоп и гномик, - эти традиционные елочные игрушки восточногерманского региона Рудные горы маршируют под знаменем со свастикой. Такая сцена изображена на агитационном плакате в поддержку ежегодной пропагандистской кампании "Зимняя помощь", которую проводили национал-социалисты для сбора средств нуждающимся.





Так как регион Рудные горы славился своими деревянными сувенирами, к участию в акции были подключены резчики, которые безвозмездно мастерили фигурки для украшения рождественских елок.

Сейчас этот плакат входит в число экспонатов выставки, развернутой в Немецком историческом музее в Берлине. "Engel, Hakenkreuz, Felsendom - Christbaumschmuck vom 19. Jahrhundert bis heute" ("Ангел, свастика, Купол Скалы: рождественские украшения с XIX века по сегодняшний день") - так названа экспозиция, рассказывающая о том, как были украшены елки в кайзеровской Германии, во времена "третьего рейха", в ГДР. В ней представлено около 500 экспонатов, выкупленных из частных коллекций в разных странах.

Яблоки, орехи и шары

"Рождественское украшение" (Christbaumschmuck) впервые появилось в торговом реестре в Тюрингии: регистрация такого наименования была сделана 150 лет назад. А вот елочные украшения из стекла здесь начали выдувать гораздо раньше. До этого, с середины XIX века, знать украшала "рождественские деревья" съестными игрушками - яблоками, орехами, кренделями. Согласно легенде, как-то выдался неурожайный год, и яблок, которые в то время традиционно вешали на рождественскую елку, не хватало. Выход из положения нашли стеклодувы из тюрингского городка Лауша. В качестве замены яблокам они стали изготавливать шары из тонкого прозрачного и цветного стекла. Товар так хорошо расходился, что его стали экспортировать. Морским путем тюрингские елочные шары поставляли даже в США. В 1850 году производство елочных игрушек в Тюрингии приобрело уже промышленные масштабы.

В качестве политического инструмента

Зимой 1871 года, после окончания Франко-прусской войны, вырубленная в одном из немецких лесов елка как символ победы над Францией была установлена в главном зале Версальского дворца, где был подписан франко-прусский предварительный мирный договор. Об этом напоминает гравюра, изображение которой помещено в одном из журналов того времени. Он также входит в число экспонатов берлинской выставки.

А вот картонная коробка (на главном снимке), доверху наполненная специфическими рождественскими украшениями "патриотического" характера. Среди них - фигурки в виде ракет, снарядов, подводных лодок, военных кораблей, флагов, орлов. Это артефакты времен Первой мировой войны.

Использование елочных украшений в целях пропаганды приобрело новый размах с приходом к власти в Германии в 1933 году национал-социалистов. Однако теперь акценты сместились. В отличие от кайзеровской Германии, где милитаристская пропаганда носила националистический, но при этом не антихристианский характер, в "третьем рейхе" христианские компоненты рождественского праздника стали подменять возрожденными  языческими ритуалами германских племен.

Так, с подачи рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера (Heinrich Himmler), Рождество в Германии стало приобретать характер древнегерманского праздника зимнего солнцестояния. Даже одному из самых известных христианских святых - Николаю, немецкому аналогу Деда Мороза, пришлось уступить место Водану, верховному божеству у древних германцев. Соответственно стали выглядеть и фигурки этого персонажа: вместо доброго старца - суровый старик, вместо отороченной золотой нитью одежды епископа - каска и военный мундир. Изменили и верхушку для елки. Рождественскую красавицу теперь венчала не традиционная звезда, а свастика. Такие "игрушки" можно увидеть на берлинской выставке, правда, как подчеркивает ее куратор Регина Фалькенберг (Regina Falkenberg), нет ни одной исторической фотографии, которая бы изображала елку, украшенную свастикой и другой нацистской символикой.

Праздник без елки?

После окончания Второй мировой войны и разделения Германии на две части рождественский праздник оказался в поле зрения идеологов социалистической ГДР. Особое раздражение со стороны деятелей СЕПГ вызывали елочные украшения в виде ангелочков. Однако идея переименовать елочные игрушки из "ангелов" в "крылатых предвестников конца года" (Jahresendfiguren) поступила не от партии, а от самих продавцов. Представители студенческого движения 1960-х, а также защитники природы вообще выступали против того, чтобы вырубать елки к Рождеству и наряжать их, называя это варварством и пережитком прошлого.

Но несмотря ни на что, традиция украшать елку на Рождество сохранилась, и нарядная, украшенная по всем правилам она остается непременным атрибутом этого праздника. Специальный раздел выставки в Немецком историческом музее в Берлине отражает современные традиции празднования Рождества - как в Германии, так и за ее пределами, даже в таких экзотических странах, как Индонезия, Мексика, Китай.

Выставка работает до 3 марта 2019 года.
ссылка


Ненавидишь «Совок»? Тошнит от «ваты»? Жми!



Tags: Großdeutsches Reich
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments