beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Рускай фашизм.





Русский фашизм: истоки

В начале ХХ века в России возникли «Черные сотни», первое фашистское движение в истории.

Прообразом штурмовых отрядов Гитлера и чернорубашечников Муссолини стали дружины Союза русского народа и Союза Михаила Архангела, громившие еврейские кварталы в черте оседлости.

Программы этих организаций содержали все основные элементы фашистской доктрины: культ вождя, ориентацию на традиционные ценности, поиск социально-политического идеала в прошлом, воинствующий национализм и, в случае нацизма, оголтелый расизм.

Монарх (впоследствии — фюрер, дуче, генеральный секретарь) провозглашался самодержавным лидером, вождем, чья власть не подчиняется никаким законам и институтам. Любое ограничение личной власти «монарха-вождя» рассматривалось как покушение на устои государственности. Это считалось (возможно, не без оснований) соответствующим русскому менталитету и историческим традициям.

Фашистскому духу соответствовала идея о «господствующем значении во всей государственной жизни» русского народа, «сгруппировавшего около себя инородцев», причем преимущественные права русских должны быть зафиксированы в законодательстве. Широкой популярностью пользовался лозунг «Россия — для русских». Важное место занимало восстановление единства монарха и народа, которое, по мнению черносотенных идеологов, нарушалось бюрократическим аппаратом и кознями либералов-западников, особенно еврейского происхождения. Планировалось обеспечить улучшение социального и экономического положения крестьянства и пролетариата, но исключительно русского происхождения, нацеленное на создание образа монарха как «радетеля о народных интересах».

К «истинно русским идеалам» относился патологический антисемитизм. Предполагалось полностью вытеснить евреев из политической, экономической и интеллектуальной жизни империи. В черносотенной среде была изготовлена антисемитская фальшивка — Протоколы сионских мудрецов, ставшая настольной книгой вождей гитлеровской Германии. Для черносотенцев, как позже для нацистов, еврейство концентрировало в себе все неприемлемое: либерализм, парламентаризм, интернационализм и ориентацию на европейский образ жизни.

Нацизм и черносотенство стремились к реваншу: в Германии за поражения в Первой мировой войне, в России — в Русско-японской войне. Российский исследователь М. Вторушин отмечает: «Идеологические установки черносотенных организаций России (в отношении еврейского и польского населения империи. — Ю. Ф.) во многом совпадают с Нюрнбергскими расовыми законами, которые были приняты нацистами Германии в 1935 году и их политикой „аризации“ в отношении еврейской буржуазии, осуществлявшейся с 1938 года»2.

Массовая база черносотенного движения формировалась из средних социальных слоев и рабочего класса. Но, что свойственно и европейскому фашизму 1920—30-х гг., наряду с лавочниками, рабочими и люмпенами, в этом движении участвовали и его возглавляли представители образованного класса и высших слоев. В Союзе русского народа, например, состояли 32 из 70 епископов Русской православной церкви, среди них будущий патриарх Тихон; видные деятели науки и культуры, в том числе поэты К. Случевский и М. Кузмин; будущий президент Академии наук СССР академик В. Комаров; художники В. Васнецов, К. Маковский и Н. Рерих; актриса М. Савина; ученые И. Мичурин, Д. Менделеев. Список можно продолжить3.

Возрождение русского фашизма

После Гражданской войны 1918—22 гг. черносотенные группы были ликвидированы. Однако в середине ХХ века фашистские настроения в обществе и власти стали возрождаться. В СССР утвердился государственный антисемитизм. Из рассекреченных документов КГБ известно, что в середине 1950-х гг. в стране появились первые нацистские и фашистские организации, состоявшие главным образом из студенческой молодежи.

В середине 1980-х гг. молодежный нацизм в СССР вышел из подполья. В Москве и Ленинграде в день рождения Гитлера проходили демонстрации молодых людей в черных рубашках со свастиками на рукаве. Правоохранительные органы не противодействовали этим проявлениям. «Представители госбезопасности еще в конце 1970-х прямо запрещали МВД принимать меры в отношении существовавших фашистских групп». Нацистов «использовали в качестве пугала для населения, высказывавшего заметное недовольство ухудшавшимися условиями жизни»4. Откровенно фашистскую направленность имело возникшее в 1980 году общество «Память».

В 1960—80-е гг. взгляды черносотенного толка распространились в творческой интеллигенции, особенно среди писателей, группировавшихся вокруг журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Идеологическим центром русского фашизма стало созданное в 1965 году Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры и образованный при нем Русский клуб. Наряду с малоизвестными литераторами в этом обществе участвовали академик Борис Рыбаков; художники Павел Корин и Илья Глазунов, ставший после краха СССР любимым кремлевским живописцем; писатели Леонид Леонов и Владимир Солоухин; композитор Георгий Свиридов и другие.

Хотя воззрения этих групп были несовместимы с марксизмом-ленинизмом, высшее партийное руководство, в том числе Брежнев и Суслов, снисходительно относилось к русскому фашизму, рассматривая его как противовес либеральному крылу в КПСС. Репрессиям подвергались лишь группировки, выступавшие с открыто антисоветских позиций, например, подпольный Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа. Но группы, не бросавшие открыто вызов КПСС, как правило, имели возможность существовать, хотя и не получили широкого доступа к средствам массовой информации.

Русское фашистское движение пользовалось поддержкой так называемой Русской партии в КПСС, неформального объединения высокопоставленных сотрудников аппарата ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, деятелей культуры и науки, разделявших сходные политические взгляды. В них сочетался антисемитизм и сталинизм, патологическая враждебность в отношении Запада и сторонников либеральной трансформации социализма. Среди них обычно называют бывших в то время членами Политбюро Полянского, Кириленко, Шелепина, Воротникова; руководителя Белоруссии Машерова; секретаря ЦК Зимянина; председателя Госкомспорта Павлова; писателей Михаила Шолохова, Сергея Михалкова и некоторых других.

Как писал исследователь русского национализма Александр Верховский со ссылкой на работу Николая Митрохина, «изначальный ортодоксальный сталинизм все более поддавался под давлением нового, православного и/или этнически сфокусированного русского национализма. <…> В конце концов, чистый сталинизм просто исчез. Но нельзя не заметить, <…> что „красный патриотизм“ как более широкая идеология не только сохранился тогда в „русской партии“, но и продолжал доминировать (не по числу персонажей, а по их совокупному общественному весу) над „белым“. Другое дело, что со временем „красные“ и „белые“ националисты стали толерантнее друг к другу»5.

Постепенно свойственные Русскому клубу и Русской партии представления распространились среди студентов и технической интеллигенции, в офицерском корпусе армии и госбезопасности, военно-промышленном комплексе, иерархии РПЦ и партийном аппарате. Эти взгляды представляли собой зачаточные формы русской фашистской идеологии. Вкратце они сводились к следующим положениям.

Запад является имманентным врагом России и «русской цивилизации», основанной на православных ценностях, стремится максимально ослабить и уничтожить Россию. Антироссийская политика Запада инспирируется сионистскими кругами, ненавидящими Россию как главную силу, противостоящую сионизму, стремящемуся к мировому господству.

Большевистская революция была результатом «еврейского заговора». Пришедшие к власти большевики, действуя по инструкциям сионистских кругов, систематически уничтожали «русскую цивилизацию» и русский образ жизни. Сталин изменил природу советского режима, придал ему русский национальный характер и ограничил влияние еврейства в советской элите.

После смерти Сталина в советском истеблишменте борются две группировки: прозападная, либеральная, преимущественно еврейская по этническому происхождению, связанная с международным сионизмом, и русская, отстаивающая сохранение СССР в качестве силы, противостоящей американской гегемонии.

Православная версия христианства и Русская православная церковь являются, используя современную терминологию, ключевыми духовными и институциональными «скрепами» русского общества, обуславливающими его единство, социальную и политическую стабильность, а также способность дать отпор разрушительным идеологическим влияниям, идущим из Европы.

«Фашизация» России

После краха СССР эти взгляды, дополненные версией о том, что распад СССР был результатом предательства Горбачева и либерального крыла в КПСС, широко распространились в российском обществе и стали в 1990-е гг. интеллектуальной основой антиельцинской оппозиции. Объяснение распада Советского Союза интригами внешних сил и изменой в высшем руководстве, естественно, намного комфортнее для бывшей советской номенклатуры, чем признание неустранимых пороков советской системы. Кроме того, эта версия позволяла обосновать неизбежность противостояния с Западом и, соответственно, особую роль вооруженных сил, госбезопасности, военной промышленности и пропагандистских структур, предназначенных для противоборства с Европой и особенно США.

В начале 1990-х гг. в России начали публиковать недоступную ранее литературу, в частности книги Ивана Ильина и другие эмигрантские издания фашистского толка, нашедшие своего читателя как в массах, так и в руководстве страны. Их идеи давали простые, понятные этому читателю ответы на вопросы об исторической судьбе России. Это стало одной из предпосылок возникновения в 1990-х гг. множества групп и организаций неочерносотенного и неофашистского толка.

Некоторые из них быстро стали известными и превратились в заметный фактор политической жизни, как, например, ЛДПР Жириновского. Она была создана ЦК КПСС и КГБ и изначально являлась «пятой колонной» в оппозиционном движении. Успех ЛДПР объяснялся способностью ее лидера улавливать настроения масс и люмпенизированной части интеллигенции, шокированных стремительными и глубокими социальными переменами. Видное место заняла Национал-большевистская партия во главе с второразрядным, но крайне амбициозным писателем Лимоновым. В середине 2000-х гг. был воссоздан Союз русского народа, первым лидером которого стал в прошлом один из руководителей Министерства обороны генерал-лейтенант Леонид Ивашов. Серьезную опасность представляли неофашистские организации, объединявшие отставных и действующих военных, например, Союз советских офицеров, возглавлявшийся Станиславом Тереховым, активно участвовавший в «красно-коричневом» мятеже осенью 1993 года.

Широкую известность в этих кругах приобрел Александр Дугин, претендующий на роль ведущего идеолога русского фашистского движения. Его тексты подчас дословно повторяют бредовые писания нацистских пропагандистов, мечтавших о мировом господстве арийской расы. Нордическая арийская раса, писал, например, Дугин, «в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во плоти является сама ее биология. Арийская раса Субъекта — это раса нордических воинов-священников. <…> Арийская раса состоит из сыновей Аполлона, световых людей, ангелов во плоти»6.

Размышления Дугина о «метафизической миссии» арийской расы оказались востребованными российским генералитетом. В 1992 году он начал читать лекции в Военной академии Генштаба. По словам Дугина, с пригласившими его на эту работу генералами он «познакомился в ходе патриотической деятельности». «Все были растеряны и искали новую основу для борьбы против того, что осознавалось как высшее зло — западнические реформы. Тогда же завязались мои контакты с высшими кругами военных»7. Возможно, обитатели российского Генерального штаба и видели себя в роли «сыновей Аполлона» или мужественных «нордических воинов-священников», но, скорее, они нашли в полубезумных писаниях идеолога русского фашизма аргументы против демократических реформ, глубоко противных российскому военному истеблишменту.

Хотя неофашистские организации действовали на протяжении всего постсоветского периода, формирование в России фашистского режима началось с возвращения Путина в Кремль в 2012 году и резко усилилось после вторжения в Украину. «К середине 2014 года Путин стал подлинным массовым лидером, причем именно фашистского образца. <…> Режим личной власти Путина, опирающийся на коррумпированную чиновничью олигархию, имеет многие черты фашистской диктатуры», — писал известный российский социолог Игорь Эйдман8.

Внешнеполитическая доктрина путинского режима, идея Русского мира и «разделенной русской нации» и ее воплощение — аннексия Крыма и попытка создания Новороссии, фактический аншлюс Абхазии и Южной Осетии — были почти дословно заимствованы у Национал-большевистской партии, в программе которой говорилось: «НБП требует воссоединения с Россией территорий сопредельных государств, где русские составляют большинство населения. НБП также требует защиты прав русских в других государствах любыми средствами, которые для этого потребуются. <…> НБП выступает за воссоединение Белоруссии и России. Следующим нашим шагом станет присоединение северного Казахстана, восточной и южной Украины с Крымом, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, русских районов бывшего СССР. <…> Глобальная цель национал-большевиков — создание великой евразийской сверхдержавы. Главными внешнеполитическими врагами национал-большевизма являются США и страны НАТО»9. В свою очередь, лимоновцы, не мудрствуя лукаво, переписали эти тезисы у гитлеровских теоретиков и дипломатов, заменив немцев на русских, Австрию на Белоруссию и Украину, а Судеты на северный Казахстан.

Бросается в глаза разительное сходство между фашистским культом традиции и характерным для современной России утверждением в массовом сознании «духовных скреп» на основе «традиционных православных ценностей». В стране установлена персоналистская диктатура Путина, опирающаяся на поддержку 80—85 % населения. В государственной пропаганде особую роль играет тезис о «единстве народа», утверждающий превосходство этнического фактора (принадлежности к русской нации) над социальными различиями.

Нарастание националистических, праворадикальных настроений в массовом сознании и востребованность соответствующих концепций правящей верхушкой приводят к прогрессирующей фашизации страны. «Нынешнюю социально-политическую ситуацию в России можно охарактеризовать как „профашистскую“ <…> Эти явления стали обнаруживать себя в последние годы <…> Угроза фашизма в стране, где потерпел поражение социализм, дважды совершился не только экономический и социальный, но и идеологический переворот, становится реальностью. Особую опасность в России представляет то, что начала фашизма отмечаются в конструкции правящей элиты — политическом корпоративизме — и в распыленности профашистских настроений в различных социальных группах, движениях и организациях»10.

1 Гутионтов П. Победа предъявляет счет. Названы новые цифры потерь СССР во Второй мировой войне. Новая газета. 22 марта 2017 года. — www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/22/71864-pobeda-pred-yavlyaet-schet

2 Вторушин М. И. Феномен «фашизма» начала ХХ века в России и его развитие в Сибири в годы гражданской войны. Часть 1. Омский научный вестник. Исторические науки. № 4. 2012. С. 17

3 Гарин И. Черная сотня. — www.proza.ru/2012/10/24/581

4 Чарный С. Нацистские группы в СССР в 1950—1980-е годы. Неприкосновенный запас. 2004. 5(37). —magazines.russ.ru/nz/2004/37/ch12.html

5 Верховский А. Николай Митрохин. Русская партия. Критическая масса. 2003. № 3. —magazines.russ.ru/km/2003/3/verhovsky.html

6 Дугин А. Гиперборейская теория. — arctogaia.com/public/wirth/gipteor/ar_dual.htm

7 Интервью А. Шмулевича с А. Дугиным. Опубликовано в израильской газете «Вести» (приложение Magazine), 11.01.2001. — arctogaia.org.ru/FORUMS/messages/47/422.html?979511889

8 Эйдман И. Путинизм — разновидность фашизма? 10.01.2015 — https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=861394667256847&id=100001589654713

9 limonka.nbp-info.com/230_article_1226839350.html

10 Плихун Я. Причины возникновения и деятельность праворадикальных организаций России постсоветского периода. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Омск. 2015. С. 69




Tags: К чему стадам дары свободы?, Хроники Мордора
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
http://bookre.org/reader?file=1479205&pg=139 Многие знают о существовании дневника советской девочки Тани Савичевой из блокадного Ленинграда. Многие знают о существовании дневника еврейской девочки Анны Франк. Написан он был шариковой ручкой, но это другая тема. Перед вами дневник…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments