beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Самый большой самолет Люфтваффе

0_6b151_e626e170_XL_0


Во время Второй мировой войны Messerschmitt разработал специализированный тяжелый транспортный самолет Ме-323. Машина, получившая прозвище «Гигант» стала самой большой из имевшихся у Люфтваффе. Считалось, что до настоящего времени не сохранился ни один из 201 построенного экземпляра, но итальянские исследователи сообщили об обнаружении одного из них на дне моря около побережья Сардинии…

Идея превратить планер Гигант в самолёт, можно сказать, витала в воздухе. Ее реализацией . занялась конструкторская бригада под руководством инженера Дегеля. Так как выпускавшиеся немецкой авиапромышленностью двигатели требовались всё в больших количествах для боевых самолётов, то технический отдел RLM выдал задание на проектирование огромного транспортника в двух вариантах: с использованием четырёх или шести французских моторов Гном-Рон 14N.

77a453b7475354f7363299d4899

Двигатель представлял собой двойную 14-цилиндровую звезду воздушного охлаждения взлётной мощностью 1140 л.с. и выпускался фирмой SNCASO из г. Мергнак в двух вариантах: Гном-Рон 14N48 с левым направлением вращения винта и Гном-Рон 14N49- с правым. Ими оснащались самолёты Bloch 175, которые достались немцам в качестве трофеев и находились на оккупированной территории Франции.

Поступил приказ демонтировать мотоустановки с Bloch 175 и в комплекте (моторы, трубопроводы, капоты, радиаторы, моторамы и винты) отправить на завод Мессершмитта в Лепхейме. Так как условия работы мотоустановок весьма скоростного Bloch 175 и медленного транспортника отличались, то потребовались некоторые доработки.

messerschmitt-me323-gigant_3_0

Так, воздухозаборник нагнетателя пришлось вынести над капотом, где появился характерный гусак. В дальнейшем его высота и форма менялись от серии к серии, а иногда от машины к машине. Под капотом на выносных кронштейнах поставили дополнительные маслорадиаторы.

Наличие практически готовой силовой установки очень облегчило задачу конструкторов, и в начале 1942 г. развернулись работы по оснащению двигателями серийных планеров Me 321B. При установке моторов потребовалось усилить конструкцию крыла, установить топливные баки, смонтировать моторамы, провести внутри носка крыла проводку управления двигателями, а обшивку за капотами покрыть жестью.

post-2-1165135811_0

Дело в том, что из выхлопных патрубков Гном-Рона 14N вырывались языки пламени, особенно при запуске, что могло повредить фанерную обшивку. Кроме того, в кабине лётчиков установили оборудование контроля и управления силовой установкой, а привод перестановки стабилизатора подсоединили к гидросистеме, работавшей от маршевых двигателей.

У немцев Me 323 получил прозвище тряпичный или лейкопластыревый бомбардировщик. Обшитый полотном и фанерой, он казался более пожароопасным, чем цельнометаллический Ju 52, но на практике выяснилось, что Гигант горел не чаще и не сильнее Юнкерса. Зато ремонтировать его было гораздо проще.

me323-1

Сбить шестимоторный транспортник тоже оказалось непросто. Так, однажды американский В-26, наткнувшись на одиночный Me 323D, выпустил по нему все 4250 патронов из своих девяти 12,7-мм пулемётов, но поджечь Гигант не смог, и тот благополучно ушёл.

"Мессершмитт" использовала "Гигант" в исследовательской программе, посвященной изучению возможности сброса супербомбы массой 17700 кг. Этот груз должен был нести специально переделанный Me 323. Так как мощности своих двигателей для взлёта и подъёма на высоту не хватало, пришлось прибегнуть к помощи Не 111Z. Когда до расчетной высоты оставалось совсем не много, экипаж "Гиганта" услышал треск в хвосте.

f51168b2a167569ba4b553697dd_prev

Поняв, что происходит что-то ужасное, пилоты аварийно сбросили груз, но это не помогло - хвост отвалился, и самолёт устремился к земле. Спастись никому из находившихся на борту не удалось. Причину катастрофы установили быстро: незадолго до испытаний аэродром подвергся налёту американских штурмовиков, которые повредили несущую трубу хвостовой части фюзеляжа, перед полётом этого не заметили, а в воздухе она не выдержала большой нагрузки и сломалась.

Производство Me 323 завершили в начале 1944 г. К тому времени построили 201 самолёт всех версий. Сохранились немецкие бухгалтерские документы, из которых следует, что наибольшего темпа выпуска удалось достигнуть в феврале 1943 г. - 27 шт., а потом строили в среднем по 8,5 самолёта в месяц. В программе было занято 2000 работников. Средняя трудоемкость на 1 самолёт снизилась с 40000 нормо-часов в 1942 г., до 12000-15000 в 1944 г.

me323-9

В литературе Гигант остаётся недооценённым. О нем немного пишут, причём большинство авторов склонны акцентировать внимание на недостатках машины и высоких боевых потерях.

А между тем Me 323 можно смело считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузолюк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Все это широко применяется и в наши дни.

dbce0a293395bb5e01ad972d9f7_prev

Считалось, что до настоящего времени не сохранился ни один из 201 построенного экземпляра, но итальянские исследователи сообщили об обнаружении одного из них на дне моря около побережья Сардинии.

Как следует из архивных документов, самолет 26 июля 1943 года направлялся из германской базы на Сардинии в город Пистою в Тоскане. Вскоре после взлета он был подбит британским исребителем и затонул в непосредственной близости от архипелага Ла-Маддалена между Сардинией и Корсикой.

2012-09-16_190856

Небольшая группа итальянских энтузиастов во главе с дайвером и историком-любителем Кристиной Фрегьери в течение года анализировала архивы и расспрашивала доживших до наших дней очевидцев в поисках точного места крушения. В результате проделанной работы успех был достигнут – на глубине около 60 м удалось обнаружить хорошо сохранившийся самолет со всеми шестью моторами.

«Гигант» длиной 28,50 м, высотой 9,60 м и размахом крыла 55,24 м мог нести 11 тонн груза на расстояние 800 км с максимальной скоростью 250 км/ч, что потребовало большого количества инновационных для того времени разработок.

ec58395abaef549f398387db2ea_prev

Самолет, предназначенный для перевозки личного состава и техники, стоял на вооружении Вермахта в 1943–44 годах, однако из-за размеров и неповоротливости оказался хорошей мишенью для союзных войск, и вскоре не осталось ни одного работающего экземпляра…



http://www.softmixer.com/2012/09/blog-post_6347.html

Tags: die deutsche wehrmacht
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments