beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Пиррова победа "сталинских соколов"

21 февраля 1940 года советская 7-я армия после тяжелейших боев, понеся огромные потери, наконец вышла ко второй полосе обороны финских войск, а 13-я армия — к главной полосе обороны севернее города Муолаа. Основные укрепления противника на Карельском перешейке остались позади, и была открыта дорога на Выборг, который согласно первоначальным планам должны были взять за неделю. Прорыв явно подгонялся к Дню Красной армии и флота. Тимошенко и Ворошилов стремились во что бы то ни стало угодить товарищу Сталину…


НЕУСТОйЧИВЫЙ ПОЛЕТ ГОРЬКОВСКИХ АВИАСТРОИТЕЛЕЙ

Вскоре был заключен мирный договор, согласно которому Карельский перешеек и другие территории отошли к Советскому Союзу, в составе которого была образована 12-я республика: Карело-Финская ССР. Однако в действительности победа эта была поистине пирровой! Потери армии, которая, согласно песням, «от тайги до британских морей была всех сильней», более чем в 5 раз превышали потери противника: 343 тыс. человек. А одних только танков было подбито и уничтожено 2450 штук, еще 1500 сами вышли из строя по техническим причинам. Да и образование Карело-Финской республики первоначально подразумевало, что в нее войдет вся Финляндия, а отнюдь не 10% ее территории… Между тем одной из малоизвестных причин столь плачевных результатов стало неожиданное и полное превосходство в воздухе финской авиации.

Уже после конфликта на Халхин-Голе предприятия, производившие истребители, в первую очередь авиазавод
№ 21 в Горьком, были буквально завалены рекламациями и претензиями по поводу качества самолетов. На заводе вроде как бы не сидели сложа руки. Постоянно принимались меры по оптимизации производства и велась бесконечная борьба за улучшение качества. В конструкцию истребителя И-16 вносилось просто-таки невероятное количество изменений, а именно около 7000 в год! Вооружение самолета усиливали, ставили на него более мощные моторы. Однако увеличение массы привело к тому, что летчики стали жаловаться на неустойчивость «ишаков» в полете. Машина не сохраняла угла крена, самопроизвольно изменяла высоту полета, создавая тем самым трудности в ведении воздушного боя. В СССР всегда куда-то торопились и опаздывали, все задания выдавались производителям как «срочные», «безотлагательные» и «важнейшие». Количество брака при их выполнении, естественно, сразу же возрастало. В ноябре 1939 г. на авиазаводе № 21 было выявлено много брака по литью, непригодными оказались целые партии деталей. Например, ОТК отклонил в приемке 75% предъявленных корпусов коллектора, в сборочном цехе 204 детали были забракованы по причине трещин в основном материале. Было также выявлено массовое смешение марок сталей на лонжеронах центроплана, моторамах и других деталях, находящихся в процессе производства и установленных на готовых самолетах. По этой причине только с 9 по 12 ноября было забраковано 1404 детали, а всего за месяц 3057 штук.


И-16-бис



Впрочем, когда Советский Союз 30 ноября напал на Финляндию, казалось, что уж их-то авиацию мы все равно разобьем. Даже с «неустойчивыми в полете» истребителями. Ведь у финнов вообще не было авиастроительной промышленности, а их истребительная авиация располагала всего 36 более-менее современными машинами. Численное преимущество ВВС Красной армии было десятикратным, одних только И-16 на границе с Финляндией сосредоточили 368 штук! Что, казалось бы, должно было обеспечить сокрушительный успех. Однако в итоге случился невообразимый позор…

БИТВА С «БУЛЬДОГАМИ» И «ФОККЕРАМИ»

Первый воздушный бой произошел 1 декабря в районе озера Муолааярви, когда шесть И-16 из 7-го истребительного авиаполка (иап) перехватили пару патрульных бипланов «Бульдог» и подбили один из них. В следующие дни эскадрильи «ишаков» неоднократно вылетали на патрулирование, а иногда на сопровождение бомбардировщиков, однако встреч с противником не имели. Да и погодка стояла в основном нелетная. Поэтому следующая схватка имела место только 19 декабря. В этот день советская 7-я армия предприняла крупное наступление с целью прорвать «линию Маннергейма» в районе реки Сумма. Здесь горьковские истребители впервые вступили в бой с «Фоккерами» голландского производства. В этот же день адъютант 1-й эскадрильи 25-го иап лейтенант Виктор Вильчик, патрулируя в районе линии фронта,  заметил истребитель противника, преследующий звено бомбардировщиков СБ. На глазах летчика финский истребитель, сблизившись с замыкающим бомбардировщиком на 25-30 метров, расстрелял его и продолжил погоню за остальными. В этот момент Вильчик и атаковал противника. Финский истребитель пилотировал сержант Пентти Тилли. При этом во время боя с ним произошел весьма курьезный случай. Один из членов экипажа подбитого СБ покинул горящую машину, после чего грохнулся прямо на крыло «Фоккера»! Финский истребитель получил повреждение и стал трудноуправляем. Тилли, увидев преследующий его И-16, решил не вступать в бой, а перевел самолет в крутое пике. Вильчик последовал за ним, обстреливая противника из пулеметов. Согласно боевому донесению 25-го иап, финский истребитель, не успев выйти из пике, врезался в землю. Однако на самом деле Тилли выровнял машину у самой земли и благополучно вернулся на базу.
Первый месяц войны был за финнами. Им удалось сбить четыре И-16 при потере одного «Бульдога». Однако главные события были впереди. По идее, главной задачей И-16 должно было стать сопровождение своих бомбардировщиков, которые несли большие потери от атак финских истребителей. К примеру, 6 января лейтенант Йорма Сарванто в одиночку сбил сразу шесть двухмоторных И-16. При этом погибло 22 члена их экипажей. 17 января было сбито 9 самолетов СБ, а 20 числа финские летчики записали на свои счета сразу 13 бомбардировщиков! В то же время истребители И-16 сумели «завалить» только один «Фоккер». Эскортировать бомбардировщики на большие расстояния И-16 были попросту не в состоянии из-за слишком малого радиуса действия. Проблему могли решить только подвесные баки. Испытания таковых начались еще весной 1939 г. Однако дело поначалу не заладилось. Причина в том, что 100-литровые баки, подвешиваемые под фюзеляжем, чрезмерно сдвигали центр тяжести машины назад. В итоге при взлете истребитель сильно заваливался на хвост. Тогда конструкторы авиазавода № 21 придумали нетрадиционную схему подвески баков под крыльями. Так сказать, для равномерности нагрузки. В результате были случаи, когда топливо отсасывалось из баков неравномерно, вследствие чего истребитель в полете перекашивало на бок. Ну а при «отстыковке» баки почему-то отлетали не синхронно, а один за другим, из-за чего машина теряла равновесие и сразу валилась в штопор…

НА КАЖДЫЙ СБИТЫЙ ФИНСКИЙ САМОЛЕТ ПРИХОДИЛОСЬ 9 НАШИХ

18 января советское командование категорически запретило использовать бомбардировщики без истребительного прикрытия, за исключением случаев, когда цели находились вне радиуса их действия. А 1 февраля был специально сформирован новый 149-й иап, базировавшийся на замерзшем озере Липовское, на полуострове Кургальский в западной части Лужской губы. В его состав вошло 5 И-153 «Чайка» и 16 И-16. Все они были оснащены приспособлениями для подвесных баков. Первым заданием 149-го иап и стало сопровождение 30 СБ к железнодорожному узлу Ковола. Вылет прошел без потерь, финских истребителей в небе не наблюдалось. В 15.42 два звена И-16 отправились в повторный рейд, на сей раз прикрывать пару ДБ-3, которые должны были разбомбить железнодорожный мост западнее Коуволы. До цели полет проходил нормально, бомбардировщики беспрепятственно отбомбились по мосту, правда, ни разу не попав. В 16.35 в паре десятков километров от цели советские истребители заметили нагоняющий группу истребитель противника. Звено капитана Мамаева осталось с бомбардировщиками, а второе, ведомое старшим лейтенантом Киселевым, начало разворачиваться на врага. При этом лейтенант Павличенко в момент выполнения виража попытался одновременно сбросить подвесные баки, а отцепился лишь один из них, в результате чего И-16 сорвался в штопор. Когда же напуганный летчик восстановил управление, своего звена он уже не увидел, в связи с чем повернул в сторону аэродрома. Примерно то же самое произошло и с «ишаком» помощника военкома эскадрильи — политрука Астахова. В момент разворота и сброса баков он был обстрелян противником, которого даже не успел толком разглядеть, и сорвался в штопор. С трудом восстановив управление, Астахов тоже никого не обнаружил и отправился на базу. Третий же летчик, старший лейтенант Киселев, пропал без вести…

И-16-бис


К середине февраля положение сталинских соколов, так и не сумевших добиться господства в воздухе, еще более осложнилось. Сочувствующие Финляндии западные страны, в первую очередь Англия и Франция, поставили ей несколько десятков новых истребителей «Гладиатор», «Фиат» и «Моран», бороться с которыми горьковским самолетам было еще сложнее. К примеру, 10 февраля финские истребители атаковали в районе Лаппенранты большую группу бомбардировщиков (61 СБ из 16-й авиа-бригады), которую сопровождали 14 И-16 149-го иап. Однако шесть из них по дороге потеряли ориентировку и вернулись на базу, а у И-16 старшего политрука Захарова забарахлил мотор. В результате «эскорт» практически распался, а финны записали на свой счет еще три победы над бомбардировщиками.

Впрочем, потери мы несли не только и не столько от огня противника. 13 февраля 1-я эскадрилья 149-го иап лишилась сразу нескольких И-16, причем вовсе не по боевым причинам. При первом вылете четырех звеньев на прикрытие бомбардировщиков в районе Выборга, при заходе на посадку, потерпел катастрофу истребитель начальника связи эскадрильи лейтенанта Анатолия Мурашова. Зацепив деревья, он рухнул в лес. В ходе второго вылета, в тот же день, пять И-16 по ошибке улетели в Эстонию и совершили там вынужденные посадки. В итоге к 14 февраля в 1-й эскадрилье полка осталось всего 8 исправных «ишаков». 21 февраля 149-й иап лишился сразу пяти самолетов и трех летчиков. И тоже не в воздушном бою. «Ишак» помощника командира полка майора Кулдина потерпел катастрофу во время посадки, а И-16 старшего лейтенанта Пиндюкова  врезался в лед Финского залива. Правда, пилот остался цел. Еще три машины из 2-й эскадрильи разбились вместе с пилотами. И все было в таком же духе!

И-16-бис

В I квартале 1940 г. авиазавод № 21 получил много «лестных» отзывов от ВВС об эксплуатации его продукции в зимних боевых условиях. Летчики жаловались на заклинивание лыж в поднятом состоянии, прогорание выхлопных патрубков, обрыв кронштейнов крепления каркасов капотов, обрыв пятой точки крепления моторамы и т.д.  Среди наиболее опасных дефектов было загустевание масла в цилиндре винта, что приводило к большой раскрутке при пикировании и авариям самолетов.

Общие потери ВВС РККА в небе Финляндии, по разным данным, составили от 582 до 640 самолетов, в том числе 334 бомбардировщика. Точное число сбитых в боях И-16, увы, до сих пор неизвестно… Финская авиация лишилась 71 самолета, еще 6 потеряла шведская добровольческая группа. При этом число потерянных по боевым причинам истребителей составило только 33 штуки.

Виктор МАЛЬЦЕВ

http://www.lensmena.ru/2014/02/84512352/

Tags: "неудобная" история
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments