beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Никто не забыт, и ничто не забыто!

«Весь мир знает всё о преступлениях немцев, но не знает ничего о преступлениях по отношению к немцам»
(Рональд Рейган)



Предисловия к книге: Viktor Bruhl, Michael Wanner. Russland-Deutsche Zeitgeschichte 2009. Band 7, Gedenkbuch Altai und Omsk. Staatsterror an den Deutschen in den Regionen Altai und Omsk 1919-1953.


Жить надо со своим народом!

Известный в кругах советских немцев историк Лев Малиновский в 1967 году защищал докторскую диссертацию на тему: «Немецкая деревня в Сибири в период социалистического строительства. 1925-1936 годы». Вильгельм Фаст спросил Малиновского, почему он так подробно и впечатляюще описывает тяжёлые проблемы власть имущих при проведении советских реформ, но ни единым словом не упоминает, какие потери и невероятные жертвы заплатили за эти реформы сами российские немцы. На этот вопрос представителя одной из репрессированных семей российских немцев ответа не последовало. Тогда, в 1967 году, всё ещё было опасно задавать такие вопросы, и Фаста силой выдворили из зала.

Это проблемы, естественно, не решило, и вопрос, почему советская власть жестоко и беспощадно преследовала и репрессировала российских немцев, до сих пор преследует миллионы немцев и сотни ученых...
Была ли судьба российских немцев чем-то особенным, или они пережили то же самое, что пережили русские и национальные меньшинства СССР? Этот вопрос в последние годы стал очень актуальным как в дискуссиях с общественностью, так и среди ученых. Однозначного ответа на него ещё нет.


У российских немцев сложности появились уже в царские времена. Их причиной в основном было возникавшее напряжение в германо-российских отношениях. Но были и другие причины, главной из которых был тот факт, что российские немцы не были готовы ассимилироваться (то есть русифицироваться). Они не отказывались от своего национального, религиозного и хозяйственно-культурного образа жизни, а поддерживали и развивали его дальше. В период Первой мировой войны их положение ухудшилось чрезвычайно. Часть российских немцев была переселена в восточные регионы огромной империи, так называемые ликвидационные законы 1915 года задели их больше всех. Начавшиеся мероприятия были прекращены только после свержения царя, в 1917 году. Новым властителям очень скоро стало понятно, что в лице немцев они имеют самых упрямых и последовательных противников. Весь их образ жизни, традиции их национальной, религиозной и культурной жизни были несовместимы с догмами и практикой советской системы. Наименее толерантными по отношению к новой системе были меннониты.

Среди российских немцев практически не было большевиков. Это очень усложняло властям работу на местах. Большевики, появившиеся в немецких деревнях, не имели ни авторитета, ни влияния на социальные структуры в деревнях.

Имидж немцев как состоятельных, богатых крестьян оказал им медвежью услугу: на них постоянно возлагали более высокие денежные и продналоги, чем на крестьян-ненемцев в соседних деревнях. В ходе начавшейся коллективизации государство осуществляло мощное наступление на экономические, религиозные, школьные и культурные особенности сибирских немцев (автор постоянно говорит о «сибирских немцах», хотя нам представляется, что его выводы совершенно однозначно распространяются на всех российских немцев. – Ред.). Власти не были готовы терпимо относиться к особой роли немцев. Эта особая роль, с точки зрения партии (большевиков-коммунистов), оказывала негативное влияние на соседнее население, которое, например, солидаризировалось со стремлением немцев к эмиграции. Но инициаторами этого движения были меннониты.

Неудавшаяся эмиграция 1929 года психологически сломила немцев. Активные и состоятельные участники эмиграционного движения, среди них проповедники и учителя, были сосланы вместе со своими семьями в северные регионы Сибири. Оставшихся заставили вступить в колхозы. Привычный образ жизни немцев, таким образом, был разрушен.

Мы вынуждены констатировать, что как в царской России, так и в советские времена особое отношение властей к российским немцам было очевидным.
После прихода к власти Гитлера в 1933 году национальные признаки стали главной составляющей в отношении советской власти к российским немцам. Уже Указ ЦК ВКП(б) от 5 ноября 1934 года определял преследование немцев как главное содержание политики советской власти. После этого преследование российских немцев приняло выраженный национальный характер. Российские немцы были первой национальной группой, по отношению к которой началось целенаправленное преследование.

В 1933-35 годах все немцы Сибири были подвергнуты проверке. Взрослые были подвергнуты «чисткам» и репрессиям, проводившимся с целью запугать немцев и заставить их подчиниться воле властей.

В годы большого террора в 1937-1938 годах Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение провести целенаправленные мероприятия против ряда национальностей. И в этом случае немцы снова были теми, кого эти мероприятия задели наиболее жёстко. У них по сравнению с другими народами было наибольшее число расстрелянных по отношению к количеству населения. В Сибири доля репрессированных от общего числа немцев в процентном отношении была во много раз больше, чем у всех других народов. Только после приостановки расстрелов к концу 1938 года оставшиеся в живых несправедливо осуждённые люди смогли вернуться из тюрем.

В эти годы в описываемом в книге регионе (то есть в Западной Сибири. – Ред.) были ликвидированы немецкий национальный район и немецкие сельсоветы. Была закрыта немецкая газета, а преподавание в школах было переведено с немецкого языка на русский. В немецких деревнях немцы, занимавшие руководящие посты, были заменены на русских. Эти мероприятия уничтожили основу сохранения немецкого языка и культуры у немецкого населения.
Вывод: уже задолго до 1941 года немцы выделялись власть имущими по своему национальному признаку и подвергались соответствующему обращению. Так это было и при царизме, и при Советской власти.

В результате Второй мировой войны многие тысячи немцев были депортированы в Алтайский край и Омскую область. Они были депортированы как лица немецкой национальности. Никто и не пытался этого скрывать. Примечательно, что и после окончания войны российские немцы относились государством к категории «народы других стран» («чужие»).

Российские немцы, которые находились во время войны в Германии («репатриированные немцы»), стояли к тому же под двойным подозрением и ещё более строгим надзором. После Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года об освобождении из спецпоселений их дела по существовавшим правилам должны были бы попасть в архив. Это означало бы, что органы безопасности прекратили надзор над ними. Вообще-то, этих «репатриированных» немцев хотели оставить под специальным надзором на вечные времена. Но позже их, как и других депортированных, освободили. Депортированных немцев освободили от спецнадзора, и их дела были отправлены в архив. С этого момента служба безопасности прекратила надзор за депортированными немцами.

Иначе дела обстояли с репатриированными немцами. Их дела должны были в соответствии с приказом КГБ СССР № 00511 вестись до 1986 года. Они находились в активной оперативной разработке как лица немецкой национальности, которые в 1943-1945 годах жили в Германии. На самом деле КГБ вёл дела репатриированных немцев как лиц немецкой национальности, живших в фашистской Германии, до 1991 года. Это положение было действительным по отношению не только к самим репатриированным, но и к членам их семей. Им не доверяли. Над ними осуществлялся надзор и контроль. И лишь с развалом СССР, в 1991 году, и роспуском КГБ эта проблема разрешилась сама собой: дела были отправлены в архив, а надзор над репатриированными немцами прекратился.

...Для репрессий по отношению к российским немцам не было никаких оснований, они были чистейшим волюнтаризмом. Высокие цифры реабилитированных репрессированных немцев, выраженные в процентах от общего числа осужденных, говорят сами за себя. Этому факту комментарии не нужны.

На вопрос, почему немцы подвергались преследованиям и таким жестоким репрессиям, я уже ответил. Доказательства вы найдёте в книге. Хотелось бы высказать своё мнение по другому вопросу: можно ли спастись от таких или подобных преследований в чужой стране. Моё мнение базируется на широкой исследовательской работе и осмыслении событий мировой политики. Я пришёл к убеждению, что причины надо искать в области «наши» и «чужие». В каждой стране есть титульная нация, чувствующая себя в ней хозяином. И ещё в ней есть иммигранты других национальностей, которых воспринимают как чужаков. Это происходит независимо от того, на протяжении скольких поколений они там живут. Пока господствует мир и хлеба хватает всем, положение остаётся спокойным. Хотя и существует конкуренция между «нашими» и «чужими», но её можно держать под контролем.

Напряжённость обостряется во время экономических кризисов, а очень опасной ситуация становится в военные времена. На примере российских немцев эта закономерность прослеживается очень чётко, в особенности во время войн между Германией и Россией (СССР).

Выяснилось, что в военное время эксцессы происходят не только в странах, которыми руководят диктаторы, но и в странах традиционной демократии. В США, например, во время Второй мировой войны к своим японцам относились так же враждебно, как и в Советском Союзе к своим немцам. Это было в середине прошлого века. Но события, развернувшиеся после террористического акта 11 сентября 2011 года в Нью-Йорке, также подтвердили мои выводы. Снова целые этнические группы паушально попали под подозрение только потому, что террористический акт был осуществлен людьми их вероисповедания. Очень тяжело что-либо предпринять против таких коллективных подозрений, даже если правительства и тайные службы утверждают, что они не выдвигают коллективные обвинения ни одной этнической группе, в головах у людей все равно поселяется страх. Они выискивают тех, от кого, по их мнению, может исходить опасность. И это всегда и в первую очередь «чужаки»... (1)

Д-р Виктор Бруль, Геттинген, ноябрь 2009 г. (из предисловия)



Для российских немцев 9 мая 1945 года было продолжением их страданий

После распространения Второй мировой войны на территорию СССР наша фольксгруппа подверглась в Советском Союзе нападкам как «пятая колонна». После Указа от 28 августа 1941 года все немцы были насильно выселены в Сибирь и Среднюю Азию из своих родных мест в европейской части страны с каиновой печатью «фашисты, диверсанты и шпионы». Гитлеровский план уничтожения евреев нашел в Советском Союзе свое отражение в политике беспощадного уничтожения российских немцев (2).

Высокопоставленные советские функционеры призывали к этому открыто. Пропаганда требовала этого во всех СМИ. «Ты сегодня убил немца?» или «Папа, убей немца!», – взывали Илья Эренбург, Мария Нестерова и другие советские пропагандисты. Один из печально известных памфлетов Эренбурга висел даже определенное время в помещении тюрьмы, в которой сидел мой отец. Запад осознал масштабы ненависти ко всем немцам только после того, как узнал об убийстве и изгнании миллионов немцев.

Для немцев на Западе война закончилась летом 1945 года. Для российских немцев 9 мая 1945 года, напротив, было только продолжением их страданий. Из оккупированных областей во второй половине года 240.000 рождённых в России или в Советском Союзе немцев были в грузовых вагонах на 220 эшелонах отправлены на Крайний Север, в Сибирь или Казахстан. В одном из этих эшелонов находились моя мать и две мои сестры. Езда длилась 52 дня. Господствовали произвол и преступления. После прибытия в области изгнания многие семьи были разорваны. Мою 8-летнюю сестру один из охранников избил кнутом, когда она пыталась собрать оставшиеся на заснеженных полях замёрзшие картофелины.

И сегодня ещё есть люди, которые говорят, что российские немцы были репатриированы, то есть возвращены на родину. Очень хотелось бы, чтобы все немцы знали, что пережили их братья и сестры с Волги, Украины, Кавказа, из Крыма и т.д., оказавшись за пределами немецкой родины. Я утверждаю: наша родина была как минимум в европейской части, а не на «родных просторах» за Уралом!

1 января (1946?) всего 2.199.535 человек находились в различных колониях ГУЛАГа, разбросанных по всему СССР. Половина из них были российские немцы. 26 ноября 1948 года Президиум Верховного Совета СССР, приняв указ о наказании 20 годами каторжных работ за самовольный уход из спецпоселений, изобрел новое наказание для нашей фольксгруппы. Только 13 декабря 1955 года Президиум Верховного Совета отменил некоторые ограничения для людей, находящихся в спецпоселениях. Но российские немцы всё ещё не имели права возвращаться в родные места. Им также нельзя было селиться во многих больших городах. Светлым пятном в их судьбе был закон об объединении семей и – особенно деликатное решение – молодые мужчины из спецпоселений получили право служить в армии (уже с 23 марта 1954 года!).

Только в 1989 году Президиум Верховного Совета СССР официально признал, что депортация немцев в соответствии с Указом от 28 августа 1941 года была противозаконной. Спустя два года российские немцы были наконец реабилитированы как жертвы политических репрессий. По оценкам советских правозащитников, в результате террора между Октябрьской революцией 1917 года и смертью Сталина погибло 486.000 немцев.

Михаель Ваннер, Регенстауф, ноябрь 2009 г. (из предисловия)

*
Напомним, что американский историк, потомок российских немцев Самуэль Д. Зиннер в своей докторской диссертации «Геноцид в отношении российских немцев в 1915-1949 гг.». (Samuel D. Sinner, "The open wound the genocide of German ethnic minorites in Russia at the Soviet Union, 1915-1949 - and Beyond.Germans from Russia Heritage Collektion North Dakota State University Libraries, Fargo, North Dakota, 2000) называет более внушительные цифры:

Общее число российских немцев, павших жертвами геноцида в 1915-1949 годах:
1915-1916, депортация немецких групп – 63.000 100.000*
1917-1925, расстрелы и голод – 365.000 365.000*
1930-1937, коллективизация и голод – 270.000 300.000*
1941-1949, депортация и трудармия – 200.000 300.000*
Всего: – 893.000 1.065.000*

*– Максимальное число.

Комментарий редактора:

(1) Я совершенно согласен с выводом доктора Виктора Бруля: независимо от того, на протяжении скольких поколений иммигранты живут в какой-то стране, с точки зрения титульной нации они остаются чужими. «Пока господствует мир и хлеба хватает всем, положение остаётся спокойным... Напряженность обостряется во время экономических кризисов, а очень опасной ситуация становится в военные времена», – эта закономерность, формулируемая Виктором Брулем в его предисловии к книге, выведена всеми нами на основе нашей истории, нашей судьбы в России уже давно. Именно поэтому мы решительно выступаем против политики искусственного превращения Германии в многонациональное государство за счёт массовой иммиграции людей из других стран, а не потому, что мы «расисты» или «ксенофобы», как это нам уже пытались приписать бездумные апологеты «мульти-культуризма». Более того, именно поэтому мы должны это говорить германскому обществу и напоминать ему наш опыт.

При этом ведь в лице немцев в России речь шла об иммигрантах, имеющих практически ту же христианскую религию, как и титульная нация: развалины лютеранских и католических церквей в бывших немецких колониях в Поволжье и на Украине являются памятниками, взывающими к осторожности и обдуманности в иммиграционной политике и заставляющими людей задуматься, прежде чем покидать свою родину и отрываться от своего народа. Что может происходить с меньшинствами, национальная, религиозная и культурная основа которых отличаются от титульной нации, говорит трагическая история европейского еврейства, христианских народов (армян, ассирийцев, греков) в Турции, национальные конфликты на Кавказе, в Средней Азии, в Югославии...

Этот список можно продолжать долго. И в нём, без сомнения, как трагический пример верности жёсткого вывода доктора Виктора Бруля и нашего вывода тоже будет судьба российских немцев. При этом ведь в лице российских немцев титульная нация России и другие её коренные народы в качестве своих соседей имели не самый плохой народ. Осмелюсь сказать ещё определеннее и увереннее: немцы были одним из самых лучших народов России. Я там жил, я это знаю. И предваряя критику любителей политкорректности, скажу, что для этого вывода есть и объективные критерии: это был в среднем религиозный, трудолюбивый и скромный народ, отличающийся низким уровнем уголовных преступлений, не агрессивный, что подтверждает тот факт, что из-за российских немцев не было ни одного национального конфликта...

Позитивный вклад российских немцев во всех сферах жизни России на протяжении её истории переоценить невозможно, и всё равно: сложились обстоятельства (две войны с Германией) – и немцы были подвергнуты преследованиям, геноциду, дискриминации, притеснениям, унижениям... Представляется важным и такое уточнение доктора Бруля: «Выяснилось, что в военное время эксцессы происходят не только в странах, которыми руководят диктаторы, но и в странах традиционной демократии». Это для тех, кто считает, что здесь-то уж, в странах «демократии», ничего подобного произойти не может. Не надо обольщаться. Происходило, происходит и будет происходить, ибо это закономерность, которая не зависит и от того, какую государственную политику проводит к «чужакам» правящий класс: «Очень тяжело что-либо предпринять против таких коллективных подозрений, даже если правительства и тайные службы утверждают, что они не выдвигают коллективные обвинения ни одной этнической группе, в головах у людей всё равно поселяется страх. Они выискивают тех, от кого, по их мнению, может исходить опасность. И это всегда и в первую очередь «чужаки»...»

(2) «Гитлеровский план уничтожения евреев нашел в Советском Союзе своё отражение в политике беспощадного уничтожения российских немцев», – пишет Михаель Ваннер. Можно ли это так убежденно утверждать? А может быть, это было не только «отражение», но и самая настоящая месть власть имущих в СССР по отношению к этническим немцам за антисемитскую политику национал-социалистов? Ведь геноцидальную политику коммунистического режима по отношению к российским немцам никак нельзя объяснить теоретически прокламируемым интернационалистским характером коммунистической идеологии, по которой все нации делятся на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, а последние являются союзниками и «друзьями» СССР.

В случае с российскими немцами речь вообще шла только о своих трудящихся. То есть то, что Советы сделали с российскими немцами, было самым настоящим проявлением расизма и нацизма, того, который обычно приписывается национал-социалистам. Во всяком случае, национальный состав высших слоев большевистского руководства и культурной элиты СССР предвоенного времени был таким, что национал-социалисты в соответствии со своим мировоззрением называли его не ина
че как «еврейско-большевистским» режимом. Мы встречали данные, что, наоборот, национал-социалисты открыто объясняли своё решение о депортации всех евреев в Восточную Европу, принятое ими в октябре 1941 года, как ответную реакцию на решение «еврейско-большевистского режима» СССР от 28 августа 1941 года о депортации российских немцев. Бесспорным, во всяком случае, является то, что, с точки зрения коммунистической (интернационалистской) идеологии, геноцидальную политику советских коммунистических властей по отношению к российским немцам объяснить нельзя.


Генрих Дауб

http://bisher.schutz-brett.org/769-nikto-ne-zabyt-i-nichto-ne-zabyto.html




b4aacfc98f6b1bae2990efa67af4d676_341
Tags: Мы не забыли. Мы не простили.
Subscribe
Buy for 20 tokens
И это уже не первый случай, когда на почте при получении, не зарегистрированного лекарства, задерживают мать, которая желает облегчить страдания своему ребенку. Фото: Фейсбук Lida Moniava Сообщение об этом появилось в Феусбуке директора детского хосписа "Дом с маяком" Лиды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments