beam_truth (beam_truth) wrote,
beam_truth
beam_truth

Карен Оганесян. "Правда о Великой Отечественной войне". часть 2

Глава 3 Броня крепка и танки наши быстры

Вторая Мировая война стала «звездным часом» бронетанковых войск, поэтому разговор о вооружении начнем именно с танков.

По этому пункту мнение как советских, так и большинства российских историков выражается в трех словах: «Немец давил техникой».

Не будем вспоминать про орды «новейших тяжелых танков Вермахта», бороздящих страницы сотен книг, просто обратимся к фактам.

В те не столь далекие времена, т.е. в первой половине XX века, в армиях различных государств использовали свои собственные системы классификации бронетанковой техники.

Например, в Великобритании танки классифицировали по назначению на «линейные», или «пехотные», то есть танки сопровождения пехоты, и на «крейсерские», задачей которых были рейды по тылам противника. Соответственно первые отличались низкой скоростью, но хорошей броней, а вторые – относительно слабым бронированием, но высокими ходовыми характеристиками.

В СССР классификация была проведена по весу танков: «легкие», «средние», «тяжелые».

А в Германии танковую классификацию провели по калибру орудия. Пулеметные танки считались «легкими», танки, вооруженные 37—50-мм пушками, – «средними», а танки с 75-мм короткоствольной пушкой – «тяжелыми». Оговоримся, что речь идет лишь о первых годах Второй Мировой войны, т.к. в 1943—1945 гг. германские танки классифицировались по-другому.

Казалось бы, советским историкам, прежде чем писать о том, как 1800 советским средним и тяжелым танкам противостояли 2800 германских тяжелых и средних машин, следовало бы свести все способы классификации к единому знаменателю.

Однако этого почему-то не произошло. В итоге, 22-тонный немецкий танк PzKpfw.IV по германской классификации – «тяжелый», поскольку вооружен 75-мм короткоствольной пушкой, а советский T-34 весом в 26 тонн по советской классификации – «средний», хотя он вооружен значительно более мощным 76,2-мм орудием.

Более того, если классифицировать советские танки по германскому методу, то в категорию «тяжелых» попадают также Т-26А, весом в 10 тонн, но вооруженные 76,2-мм пушкой. А в категорию «средних» все танки БТ, Т-50 и большинство Т-26, поскольку вооружение этих танков состояло из 37—45-мм орудий.

Но давайте выводы сделаем чуть позже, а пока просто посмотрим на танки Германии и Советского Союза, состоявшие на вооружении к 22 июня 1941 года.

Таблица 1

* – в зависимости от модификации

** – по шоссе / на плаву

– на колесах / на гусеницах

Вообще-то любая таблица, в том числе и вышеприведенная, является всего лишь систематизированным набором пустых цифр, говорящих что-либо только специалисту. Для обывателя, далекого от истории войн вообще и от истории танкостроения в частности, трудно, а подчас и невозможно понять по этой или любой другой подобной таблице принципиальную разницу между, например, 75-мм пушкой танка PzKpfw.IV и 76,2-мм орудием танка Т-34. Не менее трудно понять, почему Т-34 считается танком с противоснарядным бронированием, хотя толщина его лобовой брони 45 мм, и почему 50-мм броня германских танков противоснарядной в строгом смысле не является. Кроме того, нельзя забывать, что танки любого типа имеют десятки модификаций, подчас весьма сильно отличающихся друг от друга по ТТХ, и упомянуть их все в одной небольшой таблице попросту невозможно. Поэтому давайте теперь, имея эти цифры перед глазами, поговорим о танках поподробнее.

Начнем с самого легкого танка Вермахта. Это принятый на вооружение в 1934 году PzKpfw.I. В советской историографии его обозначали как Т-1. Танки PzKpfw.I, по словам Гейнца Гудериана, должны были использоваться в качестве учебных машин. Однако производившиеся до 1938 года они прошли Испанскую Гражданскую войну и к сентябрю 1939 года составляли половину всех танков Вермахта. Далее они воевали в Польше, во Франции, в Югославии и Греции. К началу вторжения в Советский Союз в составе танковых групп на восточной границе Германии насчитывалось 410 машин PzKpfw.I. Танкисты Германии «обожали» этот танк до такой степени, что уже в сентябре 1939 года после боев под Тoмашув-Любельском экипажи из 1-й танковой дивизии побросали свои PzKpfw.I и пересели на трофейные польские танки 7ТР, примерно равные по характеристикам советским танкам Т-26. И неудивительно, ибо в одной из схваток один польский танк за несколько минут подбил пять германских. Начальник штаба сухопутных сил (ОКН) генерал-полковник Гальдер прямо так и писал в своем дневнике: «Танки PzKpfw.I являются обузой для частей».

После стольких теплых слов осталось лишь добавить, что из 410 машин 230 были так называемыми «командирскими» танками, не имеющими зачастую вообще никакого вооружения, даже пулеметного, поэтому учитывать их как боевые нельзя при всем желании. И еще один немаловажный нюанс. Указанная в таблице скорость – 37 км/ч, а тем более 57 км/ч – это скорость, развиваемая при движении по шоссе. По советским грунтовым дорогам PzKpfw.I с такой скоростью двигаться не мог. Это не говоря уже про бездорожье, грязь или снег. И впредь всегда будем иметь в виду, что ходовые характеристики любого танка Германии приводятся именно для европейских шоссейных дорог. На просторах Советского Союза они были намного ниже.

Теперь справедливости ради вспомним, что и в Советском Союзе еще в 1931 году были машины, очень похожие на PzKpfw.I. Правда, танками их назвать не додумались. Это танкетки Т-27. С производства их сняли в 1933 году. За это время успели выпустить более 3300 этих простых и надежных машин. К 1 июня 1941 года на вооружении РККА состояли 2376 танкеток, в том числе на западной границе 836 единиц.

В Красной Армии танкетка Т-27 считалась разведывательной машиной. Кроме того, она состояла на вооружении воздушно-десантных войск. Были проведены успешные испытания по переброске Т-27 на самолетах ТБ-3.

Как видим, различие между Т-27 и PzKpfw.I не слишком велико. Конечно, могут возразить, что у немецкого танка броня была толще. Но и в том, и в другом случае бронирование было противопульным, не более. Поэтому Т-27 и PzKpfw.I были равноценными противниками. Осталось добавить, что часть Т-27 производилась в огнеметном варианте. И, наконец, скорость, указанная для Т-27, – это скорость, развиваемая на советских грунтовых дорогах. По европейским автострадам танкетка Т-27 двигалась бы быстрее, соответственно и запас хода был бы больше.

С 1933 года в СССР производились танки Т-37А, а с 1936 года – Т-38. С производства их сняли в 1939 году. Так вот, советские легкие пулеметные танки Т-37А и Т-38 были в то время единственными в мире серийно производившимися плавающими танками. Они также предназначались для разведки и состояли на вооружении в разведбатальонах стрелковых и моторизованных дивизий. Например, каждой стрелковой дивизии в 1941 году по штату полагалось 16 таких танков. В воздушно-десантных войсках эти танки начали заменять танкетки Т-27. Плавающие танки Т-37А и Т-38 производились и в огнеметном варианте, а также существовал вариант Т-38М, вооруженный 20-мм автоматической пушкой.

К 22 июня в РККА насчитывалось 2331 Т-37А и 1129 Т-38. Их них 1449 машин находились в составе войск Западных приграничных округов.

А на вооружение Красной Армии уже начал поступать новейший плавающий танк Т-40, который превосходил PzKpfw.I практически по всем параметрам. Его 12,7-мм пулемет ДШК запросто пробивал «броню» германского танка. Количество произведенных к началу войны танков Т-40 точно не известно. По различным данным, их было от 132 до 277 машин. Из них на западной границе находилось не менее 115 единиц.

Но и у немцев был более мощный танк. Это принятый на вооружение в 1937 году PzKpfw.II. Насчет него хотелось бы уточнить, что 20-мм автоматическую пушку KmK30L55, установленную на Pz-II, германские танковые генералы за пушку не признавали, называя ее в своих мемуарах «тяжелым пулеметом».

По своим характеристикам PzKpfw.II примерно соответствовал Т-40 или даже Т-38М, только плавать не умел. К началу войны на границе с СССР находилось 746 Pz.II.

Разумеется, на вооружении Вермахта состояли и более сильные танки. По немецкой классификации, это «средние танки сопровождения пехоты». Мы говорим про великолепный PzKpfw.III, принятый на вооружение в 1937 году. Танки PzKpfw.III были очень хороши. Танкисты Германии в нем души не чаяли. Вплоть до лета 1941 года они считали Pz.III «королевой полей». Удобства, созданные для работы экипажа, отличная оптика, удобные приборы наблюдения, очень хорошее орудие, особенно на последних образцах, – все это делало PzKpfw.III вершиной конструкторской мысли Германии и образцом для подражания. Помимо прочего, на этом танке впервые в мире командир был освобожден от работы заряжающего или наводчика для выполнения своих прямых функций.

Ну и, наконец, самая мощная боевая машина Вермахта – «тяжелый танк огневой поддержки» PzKpfw.IV, поступивший на вооружение в том же 1937 году. На первый взгляд он имеет весьма мощное вооружение – 75-мм орудие. Однако на деле эта пушка имела длину ствола 24 калибра и заслужила среди германских танкистов прозвище «окурок».

На границе с Советским Союзом к 22 июня 1941 года находилось 965 Pz.III и 439 Pz.IV. Только часть PzKpfw.III была вооружена 50-мм орудием с длиною ствола в 42 калибра. Остальные довольствовались 37-мм пушкой.

Кроме танков германского производства, на вооружении Вермахта состояли также трофейные чешские танки Т-35(t) и Т-38(t), которые советскими историками упорно назывались 35– и 38-тонными танками. По ходовым характеристикам это были лучшие танки Вермахта. К началу войны на границе с СССР находилось 149 Т-35(t) и 623 Т-38(t).

Вот это, в общем-то, и есть «бронетанковые полчища» Германии, сосредоточенные против СССР. Подведем итоги: 410 Pz.I, 746 Pz.II, 965 Pz.III, 439 Pz.IV, 149 Т-35(t), 623 Т-38(t).

Всего – 3332 танка.

Это если считать даже «командирские танки», т.е. те же PzKpfw.I, но без вооружения. Кроме того, на границе с СССР находились 11 дивизионов и 5 батарей «штурмовых орудий» (228 боевых машин) и 18 «штурмовых орудий» состояло на вооружении «Лейбштандарта «Адольф Гитлер», 900-й моторизованной бригады и моторизованного полка «Великая Германия». Итого, 246 «штурмовых орудий» StuG.III (боевая масса – 19,6—20,2 т, экипаж – 4 чел., макс. скорость – 40 км/ч, запас хода – 160 км, мощн. двигателя – 265 л.с., вооружение – 75-мм пушка, бронирование – 50 мм).

Добавив и эти машины, получим 3578 танков и штурмовых орудий. Усилить эту «армаду» Гитлер мог двумя танковыми дивизиями, в которых насчитывалось около 350 танков.

Между тем еще с 1931 года на вооружении РККА состоял простой, надежный, легкий в управлении и эксплуатации танк непосредственной поддержки пехоты Т-26. Этот танк производился во множестве модификаций, последние из которых имели ТТХ, приведенные в таблице1. Практически по всем параметрам Т-26 соответствовали лучшим танкам Вермахта.

На Pz.IV была установлена более мощная пушка? Но существовал вариант Т-26А, вооруженный 76,2-мм пушкой с длиной ствола 16,6 калибра.

Броня на Т-26 слабее, чем на последних образцах PzKpfw.III и PzKpfw.IV? Но после советско-финской Зимней войны 1939—1940 гг. часть Т-26 оснастили броневыми экранами, при этом лобовую броню довели до 60 мм! Вес танка после этого возрос до 13—14 тонн.

На танках Т-26 образца 1939 года устанавливались зенитные пулеметы. На Т-26 с 1938 года ставили телескопические прицелы со стабилизацией линии прицеливания по вертикали. Т-26 выпускался и в огнеметном варианте. На базе Т-26 производились первые в Советском Союзе самоходные артиллерийские установки СУ-1, СУ-5, АТ-1, а также зенитные самоходные установки СУ-6.

К началу войны в РККА насчитывалось 9998 Т-26 различных модификаций. Из них 4708 находилось в Западных приграничных округах.

Уже тех советских танков, которые мы упомянули выше, в составе приграничных округов вдвое больше, чем всех танков, выделенных Гитлером для завоевания СССР. И это танки прктически того же уровня. Но дело в том, что танковый парк РККА отнюдь не ограничивался Т-27, Т-37А, Т-38, Т-40 и Т-26.

Как мы видели, ходовые характеристики германских танков для «блицкрига» против СССР не очень подходили. Ну в самом деле, о какой молниеносной войне может идти речь, если запас хода у германских «панцеров» максимум 200 километров, а скорость не более 40 км в час. Причем и то и другое на шоссе, а не на грунтовых российских дорогах. Чтобы хоть как-то увеличить запас хода, немцы цепляли позади своих танков бочки с бензином на колесиках. Как они в таком виде воевали – не очень понятно.

Зато в Советском Союзе еще с 1931 года серийно производились настоящие танки для «блицкрига». Это знаменитые колесно-гусеничные быстроходные танки БТ. Самыми первыми были танки БТ-2. Этот танк был лишь «первой ласточкой», но он уже соответствовал лучшим танкам Вермахта по вооружению, превосходя их по ходовым характеристикам. Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации (по сравнению с Т-26), советские танкисты любили БТ именно за превосходные динамические качества, которые использовались в полной мере. Так, в 1935 году на учениях экипажи БТ на своих машинах совершали массовые прыжки через различные препятствия на 15—20 метров, а отдельные машины «ухитрялись» скакнуть аж на 40 метров. То есть теоретически стремительное наступление танков БТ не смогли бы остановить ни взорванные мосты через реки, ни тем более противотанковые рвы.

Уже через полтора года на смену БТ-2 пришел более совершенный БТ-5 с теми же ходовыми характеристиками, но вооруженный 45-мм пушкой. Часть танков под индексом БТ-5А вооружалась 76,2-мм короткоствольной пушкой.

В 1937 году началось производство БТ-7. Этот танк имел лучшую конфигурацию корпуса, причем часть бронелистов имела рациональные углы наклона. Параллельно производился вариант БТ-7А, вооруженный 76,2-мм короткоствольной пушкой и тремя пулеметами.

И, наконец, с декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М. Кардинальное его отличие от остальных БТ заключалось в установке танкового дизельного двигателя В-2 мощностью 500 л.с. Благодаря этому скорость танка возросла до 62 км в час на колесах и 86 км в час на гусеницах. Запас хода на колесах достиг 900 км (на гусеницах – 400 км). Тут надо добавить, что ни один германский серийный танк (кроме Pz.I) не получил дизельного двигателя до самого конца войны. Немцы закончили войну на карбюраторных моторах, отчего их танки горели, как спички. Справедливости ради надо отметить, что глупость германских танкостроителей здесь ни при чем. Просто в Германии дизельное топливо, получаемое из натурального сырья, было дефицитом и почти целиком шло на нужды флота, между тем как бензин для танков немцы могли производить синтетическим путем.

Разумеется, все танки БТ несли очень легкую, хотя и рационально установленную броню. Но за скорость приходится платить. Однако, повторяю, – на танках БТ (за исключением БТ-2) стояла 45-мм пушка. Над этой пушкой историки смеются. Советские генералы в своих послевоенных мемуарах считали ее годной только для стрельбы по воробьям. Но на большинстве германских танков были установлены 20—37-мм орудия! Даже 50-мм пушка, установленная на последних образцах Pz.III, не спасала положение. Это было великолепное орудие. Его бронебойный снаряд массой в 2,06 кг, покидавший ствол с начальной скоростью 685 м/с, с дистанции в 500 метров пробивал по нормали броню толщиной 47 мм. Однако 1,93-кг бронебойный снаряд советской 45-мм пушки, выпущенный с начальной скоростью 760 м/с, пробивал те же 47 мм с дистанции в 1000 метров.

В последнее время откуда-то появилась «версия», что хотя советская 45-мм танковая пушка и была весьма неплохой для того времени, но снаряды для нее, мол, никуда не годились. Якобы из-за перекалки бронебойные снаряды, вместо того чтобы пробивать броню, попросту раскалывались при ударе.

Не совсем понятно, откуда пошла эта «байка», но ни один германский мемуарист из числа танковых генералов даже словом про такое «русское чудо» не обмолвился, хотя уж они-то не стеснялись в выражениях, описывая свои «подвиги» на Восточном фронте. Впрочем, автор вполне допускает, что такое могло происходить со снарядами, произведенными уже во время войны, скажем, в 1942 году где-нибудь на Урале, на одном из эвакуированных заводов. Но мы говорим про снаряды довоенного выпуска!

К началу войны в РККА насчитывалось 594 БТ-2, 1688 БТ-5, 4563 БТ-7 и 704 БТ-7М. Из них 396 БТ-2, 878 БТ-5, 2866 БТ-7 и 422 БТ-7М находились в составе Западных приграничных округов.

Кроме вышеперечисленных, к началу войны был разработан и принят на вооружение новейший легкий танк Т-50. Он имел рациональную форму корпуса с большими углами наклона броневых листов. На Т-50 был установлен дизельный двигатель В-4. Этих танков к началу войны было произведено, по одним данным, несколько единиц, а по другим – несколько десятков. Всего успели построить чуть больше 60 Т-50, но вскоре после начала войны их производство было прекращено. Причин тому было много, в том числе сложность производства нового дизельного двигателя.

Зато в Советском Союзе на вооружении РККА состояли настоящие средние трехбашенные танки Т-28. Причем созданы они были еще в 1933 году, когда в Германии вообще никаких танков не было. Танки Т-28 постоянно совершенствовались. В таблице 1 приведены ТТХ первых модификаций Т-28. Впоследствии 76,2-мм пушку КТ-28 с длиной ствола 16,6 калибра заменили 76,2-мм орудием Л-10 с длиной ствола 26,6 калибра и начальной скоростью снаряда 555 м/с. Такой пушки не имел в то время ни один зарубежный танк. После Советско-финской войны 1939—1940 гг. Т-28 оборудовали броневыми экранами. Толщину лобовой брони корпуса довели за счет этого до 80 мм! Масса танка возросла до 32 тонн. Осталось добавить, что по скорости и проходимости советский средний танк Т-28 превосходил не только так называемые «средние» и «тяжелые» танки Вермахта, но и «легкие».

И вот этот танк, а последние Т-28 были произведены в конце 1940 года, советские историки объявили устаревшим и при подсчетах – забыли. А ведь в РККА к началу войны имелось 504 (по другим данным, более 600) Т-28. Из них не менее 424 в составе Западных приграничных округов.

Кроме того, на вооружении РККА еще с 1939 года состояли тяжелые пятибашенные танки Т-35. В процессе производства в конструкцию танка Т-35 непрерывно вносились изменения. Так, первые образцы имели ТТХ, указанные в таблице 1. Однако на последних модификациях лобовую броню усилили до 70 мм, экипаж сократили до 9 человек. Вес танка возрос до 55 тонн. Таких танков не было больше ни в одной армии мира (если не считать десятка совершенно архаичных французских танков 2С). Конечно, произвели их совсем мало – 59 единиц, из них 51 танк находился на западной границе, в основном в составе 4-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса КОВО. Производились эти танки с 1933 по 1939 год. Очевидно поэтому советская историография его записала в «легкие и устаревшие».

Здесь сделаем небольшое отступление. Всю вышеперечисленную технику советские и многие российские историки относят к предельно изношенным и устаревшим образцам. Конечно, в какой-то мере это справедливо. Но вот в Финляндии «изношенные» трофейные танки Т-26, БТ и Т-28, провоевавшие всю войну в тяжелейших географических и климатических условиях, оставались на вооружении аж до 60-х гг. XX века! А ведь у финнов не было запчастей для этих танков.

Кроме этих «устаревших» машин, на вооружении РККА состояли значительно более новые и мощные танки. Только их и соглашались подсчитывать советские историки. Это знаменитые Т-34, принятые на вооружение в декабре 1939 года. В своих первых модификациях они имели характеристики, указанные в таблице1.

На танке Т-34 стоял дизельный двигатель В-2. Ни один из немецких танков такого двигателя не получил до конца войны.

Пушка на Т-34 образца 1939 года имела длину ствола 30,5 калибра. Бронебойный снаряд этого орудия пробивал броню:

62 мм – с дистанции 500 метров;

49 мм – с дистанции 1500 метров.

Хотя такого орудия не имел ни один зарубежный танк, советские конструкторы сочли длину ствола недостаточной, и на Т-34 образца 1941 года была установлена пушка с длиной ствола 41,2 калибра. Бронебойный снаряд этого орудия пробивал броню:

75 мм – с дистанции 500 метров;

62 мм – с дистанции 1500 метров.

Это было более чем достаточно для борьбы с любым танком Вермахта. По броневой защите Т-34 тоже не имел равных. Его броневые листы были установлены с рациональными углами наклона.

Выдающийся британский исследователь Дуглас Орджилл писал: «Броневой лист толщиной 100 мм, расположенный под углом 60 градусов, обладает такой же противоснарядной стойкостью, как вертикально стоящая бронеплита около 330 мм толщиной. Броневые листы на Т-34 имели наклон как раз в 60 градусов» ( Д. Орджилл. Самый лучший танк в мире). Так что 45 мм брони на Т-34 соответствовали примерно 130—140 мм вертикально установленной брони. Такого бронирования не имели даже немецкие 56-тонные «тигры», чьи бронелисты толщиной 110 мм были расположены вертикально.

Более того, вскоре лобовую броню корпуса Т-34 усилили до 47 мм, а лобовую броню башни довели до 70 мм. Неудивительно, что самые мощные германские танки PzKpfw.IV могли поразить «тридцатьчетверки» лишь при попадании с коротких дистанций в кормовую часть корпуса, точнее, в вентиляционную решетку над двигателем.

Карен Оганесян. "Правда о Великой Отечественной войне. Красная Армия всех сильней!"

http://coollib.net/b/242951/read#t5
Tags: армия совковых упырей
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments